По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН О КЛИКУШЕСТВЕ

 

Кликуша – это женщина, подверженная истеричным припадкам, во время которых она издает неистовые крики. В древности такое поведение приписывали вселению в больную женщину беса или влиянию порчи. Сведения о кликушах встречаются в древнерусских памятниках с XI века. В «Сказании о Петре и Февронии Муромских» рассказывается, как бес вселился в молодую жену князя [6, с. 415]. В «Житии протопопа Аввакума» (XVII век) имеется описание кликуши, которая, когда «нападе на нее бес, учала собакой лаять, и козой блекотать, и кукушкой куковать» [3]. В XVII веке лица, имена которых называли кликуши, привлекались к суду по обвинению в чародействе и предавались пыткам. В XVIII веке к ответственности стали привлекать самих кликуш. Их преследовали и светские, и церковные власти. Император Петр I видел в кликушестве притворное беснование, имеющее целью оговорить невинных людей. Указом 1716 года и Духовным регламентом 1721 года розыск кликуш и передача их гражданскому суду были возложены на архиереев. Указ 1737 года подтвердил обязанность архиереев по их розыску, а за недонесение о кликушах установил лишение для иерархов Церкви священного сана. В указе императрицы Екатерины II от 1770 года также говорилось о кликушестве: «Велено всемерно истинно наблюдать, не делается ли где какия суеверия, не проявляет ли кто для скверноприбытчества каких при иконах святых или при кладезях, источниках ложных чудес, и ежели таковые где-либо явятся, то лживые чудеса проповедающих брать для расспросов, а кликушей, кои в церквах и монастырях безобразье и соблазны чинят, их за то по указам отсылать в светский суд без всякого отлагательства» [2, л. 2]. В 1820 году в деревне Сибирцевой Каинского округа производилось следствие о том, что крестьянская жена Дарья Горчакова и солдатка Афимья Бесстрашникова испортили 13 женщин и девушек, которые то и дело приходили в беснование, икали, кричали по-птичьи, лаяли по-собачьи, ругали всякого, кто им встречался, ломали и кусали себе руки, щипали тело [6, с. 415]. На следствии они называли обеих женщин «матерями». «Уложение о наказаниях» 1845 года называло кликушество обманом и предусматривало заключение кликуш «в смирительные дома на время от 6 месяцев до 1 года». Есть сообщение, что в однодворце из Екатеринославского уезда в 1861 году «гулял» некий Сазон-утопленник [10, с. 330]. В 1887 году в Торжке крестьяне Архипов и Дорофеев обвинялись в насылании порчи на молодых женщин, отчего в деревне Новинки стало много кликуш [6, с. 415]. В жалобе говорилось, будто один из этих крестьян обращает в кликуш посредством своего волшебного дыхания, но и лечит кликушество, употребляя для этого заговор и хлеб с ладаном.

Кликушество проявляется в форме припадков, более шумных, чем опасных, и поражает однообразием поводов и выбором мест для своего временного проявления [7, с. 373]. Кликуша проявляет себя во время той части Литургии верных, которая предшествует пению Херувимской и великому выходу со Святыми Дарами. Злой дух, вселившийся в человека, нарушает церковное благочиние и вводит в соблазн: несутся крики на голоса всех домашних животных – собачий лай и кошачье мяуканье сменяются петушиным пением и лошадиным ржанием [13, с. 174]. На лицах молящихся во время службы появляется выражение болезненной тоски, сердечное участие и сострадание к несчастной [7. с. 373]. Нет ни малейшего намека на резкий протест, ни одного требования удалить одержимую из храма. Чтобы прекратить кликушество, четыре-пять самых сильных мужчин охотно выделялись из толпы и вели больную до Царских Врат ко причастию, искренне веруя при этом, что борются не с упрямством слабой женщины, а с нечеловеческими силами сидящего в ней нечистого [7, с. 374]. Когда кликуша начинает успокаиваться, ее бережно выводят из церкви, кладут на землю и стараются укрыть белым покрывалом, для чего сердобольные женщины спешат принести ту скатерть, которой был накрыт пасхальный стол, или ту, в которой носили на Пасхальную заутреню для освещения яйца, куличи и пасху. Во время припадка поят кликушу водой, освященной в праздник Крещения Господня (19 января) или квасом, приготовленным за один день, берут больную за мизинец левой руки и читают Богородичную и Честному Кресту молитвы, курят ладаном с трех сторон, оставляя свободным проход к дверям, чтобы вытравить наружу находящегося в кликуше беса, надевают на нее хомут с потной лошади, бьют по нему кнутом и говорят: «Хлещу, хлещу – беса выхлещу» [6, с. 421]. Кликуш отчитывали специальными молитвами. Делали это обычно старые девы, полумонашенки, полумирянки, которых в народе именовали «черничками» [4, с. 285]. Но еще более часто отчитку совершали старички-священники («из тех, которые сами опростели до неузнаваемости и утратили даже многие внешние признаки, усвоенные духовными лицами») [4, с. 285]. Такие священники отчитывали больных по Евангелию; однако самым действенным средством считалось отчитывание по редкой и очень ценной книге – Требнику Петра Могилы, который был составлен и издан в 1646 году. Про священнослужителей, занимающихся отчиткой, обычно ходили дальние слухи, к ним стекались отовсюду.

Во многих местах кликуш лечили с помощью ладана, собранного из двенадцати церквей и двенадцать раз в одно утро вскипяченного в чугуне и по ложке слитого в штофы; этот настой давали пить больному [4, с. 285]. В Болховском уезде Орловской губернии в одном из сел продавали такой ладан под названием «херувимского» (им кадили в Киевских пещерах во время Херувимской песни), причем «одну росинку давали на трынку» (одну крупинку за копейку) [7, с. 376]. В Вологодской губернии кликуш в праздник Крещения Господня, раздетых до рубашки, несмотря на трескучие морозы, макали в прорубь, опуская их в воду ногами, лишь только успевали унести кресты и хоругви [7, с. 377]. Больные кликушеством совершали паломничества по монастырям, к старцам и пустынникам [6, с. 422].

Название болезни «кликушество» пошло от того, что больная во время припадка «кличет» разными голосами, «выкликает» имя испортившего ее человека. В русской традиции существует мужской аналог кликуши. Его называют миряк. По некоторым поверьям, чаще всего миряки появляются в Сибири и происходят от языческих шаманов [4, с. 358]. В русском языке есть даже пословица: «Просватать миряка за кликушу» – то есть свести вместе людей, которые никуда не годятся [6, с. 416].

Считалось, что кликушество насылалось разными способами. Колдун мог пустить злого духа по ветру, заговаривая его на имя человека. Кроме того, чародей мог передать порчу через какой-либо мелкий предмет. Некоторые поверья говорят, что злой дух не может войти в человека, если тот не согрешит, но как только человек выругается или осудит кого-либо, болезнь сразу же вселяется в него [6, с. 418].

По поводу причин кликушества как явления до сих пор существуют различные мнения. Например, А.С. Лавров, который исследовал судебно-следственные дела о кликушах первой половины XVIII века, считал, что «речь идет о феномене, связанном с какими-то социально-культурными изменениями» [8]. Исследователь А.А. Трошин полагает, что дело в том, что на Руси была широко распространена спорынья (род грибов, паразитирующий на злаках). Описывались случаи поражения жителей спорыньей, в том числе нервной системы [8]. В 1903 году появилась работа доктора М.П. Никитина «К вопросу о кликушестве», где эта проблема рассматривалась с позиции психотерапевтических и психиатрических знаний [8]. С.И. Дмитриева трактовала севернорусские представления о кликушестве как «пережитки шаманства» [10, с. 338]. М.Н. Власова полагала, что «в средневековой Руси кликуши были, по-видимому, своеобразными пророчицами полуязыческой-полухристианской веры» [10, с. 338].

В современной России отчитка бесноватых также проводится. Однозначного мнения в Русской Православной Церкви относительно нее нет [12]. Некоторые священнослужители признают ее, но другие отрицают. В христианской традиции считается, что первым, Кто изгонял бесов, был Иисус Христос. Экзорцизм (изгнание злых духов) имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен [9]. «Апостольские постановления» (III век) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем» [9]. С V века экзорцисты уже не упоминаются. В современной Православной Церкви совершать чин изгнания бесов может священник, у которого есть благословение правящего архиерея. В настоящее время наиболее известным священнослужителем в России, занимающимся отчиткой, является архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Герман (Чесноков). Он совершает чин изгнания бесов в лаврском храме святого пророка Иоанна Предтечи [1]. Отец Герман читает специальные заклинательные молитвы, составленные Святыми Отцами IV века [11]. В Православной Церкви принято считать, что для изгнания бесов навсегда необходима вера в Господа нашего Иисусу Христа и глубокое покаяние [5]. Церковь всегда следовала словам Спасителя, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), то есть правильной подвижнической жизнью [9].

Необходимо отметить, что церковные и народные представления о кликушах были тесно связаны. Но в церковной традиции считалось, что человек может стать одержимым нечистым духом из-за неправедного образа жизни. В народе же полагали, что кликушество возникает благодаря наведению порчи. Но, одновременно с этим, как и в церковной традиции, в народных представлениях встречается вера в то, что кликушество возникает из-за совершенного греха. К кликушам всегда относились с сочувствием и жалели их. Но самое важное, что вера в одержимость бесом дожила до наших дней. Число экзорцистов в России растет. Отчитки проводятся во многих храмах и монастырях страны. В России чин изгнания злых духов совершается в Московской области, в городе Сергиев Посад (Свято-Троицкая Сергиева Лавра); в скиту в честь святого преподобного Серафима Саровского в Курской-Коренной пустыни; в Краснодарском крае, в городе Тимашевске (Свято-Духов монастырь); в Республике Мордовия, в Зубово-Полянском районе (село Покров-Селищи); в Республике Башкортостан, в Уфе (церковь во имя Казанской иконы Божией Матери); в Республике Татарстан, в Казани (Зилантов монастырь); во Пскове, в церкви святых Константина и Елены; в Орловской области (село Становой Колодезь, в церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы) и многих других городах и селах.

Корни веры в одержимость бесом уходят в народную религиозность. Простому народу было свойственно исполнение внешнеобрядовой стороны православия. Крестьянин верил не только в Бога, но и в демоническую силу (например, в леших, водяных, домовых), и в крайних, критических случаях он мог обратиться к знахарю или колдуну, «знающимся» с этой силой [14, с. 346]. Отсюда живучесть в народной среде многочисленных поверий и рассказов об отношениях человека с демоническими силами.

Следует отметить, что в православной церковной традиции считалось, что человек может стать одержимым нечистым духом из-за неправедного образа жизни. Исправление ситуации происходило тогда, когда человек начинал вести благочестивую жизнь. В народной среде бытовало представление, что бесовская сила может войти через рот человека. Именно из-за этого во время зевоты старались осенить крестным знамением рот, чтобы не вселился нечистый дух. Чаще всего в народе полагали, что кликушество возникает благодаря наведению порчи.

В современной России рассказы о порче уже можно услышать не только от глубоких старцев, но и от людей относительно молодых. Взаимные подозрения в колдовстве часто сопровождают конфликт между местными и приезжими, свекровью и невесткой, тещей и зятем, начальником и подчиненным. Фактически во всех газетах можно встретить объявления, связанные с магическими услугами. Многие люди обращаются к знахарям, колдунам и целителям. В дальнейшем это имеет негативные последствия.

Число священников, занимающихся отчитыванием бесноватых, постоянно растет. Отчитки проводятся во многих святых местах нашей страны. Спрос на такие услуги в настоящее время немалый. Социальные катаклизмы последних лет изрядно дезориентировали российских граждан. В новых условиях большая часть привычных рациональных стратегий оказалась неэффективной. В результате мы видим, что в крупных и малых городах, в сельской местности, возрождается вера в одержимость бесовской силой и в силу отчитки.

Сама проблематика кликушества слабо изучена, исследователи восточнославянского фольклора уделяют ей мало внимания. А эти народные представления имеют непосредственное отношение к нашей культуре. Следует сказать, что традиции восточных славян – это живая историческая память, воплощение всего пройденного пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это и то, что, в конечном счете, хранит человека от обезличивания и дает связь поколений.

Список используемой литературы

1. Верда А. Интересное в мире. Экзорцизм. Изгнание бесов в Троице-Сергиевой Лавре;  http://www.pravoslavie.ru/rusdom/exorcism.htm (Эл. ресурс).

2. ГАБО (Государственный архив Белгородской области). Ф. 127. Оп. 1. Д. № 24. 14 л.

3. Кликуши / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона;

http://www.bibliotekar.ru/bek2/190.htm (Эл. ресурс).

4. Краткая энциклопедия славянской мифологии: около 1000 статей, под

ред. Н.С. Шапаровой. – М.: АСТ, Астрель, ООО «Русские словари»,

2001. – 624 с.

5. Кто такие демоны и их влияние на людей. Краткая характеристика

демонов (бесов); http://bogistina.info/iszeleniye/iscelenie.shtml (Эл. ресурс).

6. Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. – М.: Астрель, АСТ, 2002. –

528 с.

7. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – М.: АСТ,

1999. – 512 с.

8. Немира В. Заразное национальное помешательство;

http://absentis.org/st/ergot/national_mad.htm (Эл. ресурс).

9. Осипов А.И. Экзорцизм;

http://romanov-murman.narod.ru/book/pravos/ekzorc.htm#Осипов (Эл.

ресурс).

10. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и

традиционная культура русских мистических сект, сер. «Фольклор». –

М.: ОГИ, 2002. – 544 с.

11. Полынский А. Изгоняющий дьявола. Сергиев Посад. 10.05.06 //

Единое Отечество; http://www.otechestvo.org.ua/main/20065/1014.htm

(Эл. ресурс).

12. Свечников Д., иер. Отчитка бесноватых? // Православие и мир;

http://www.pravmir.ru/otchitka-besnovatyx/ (Эл. ресурс).

13. Славянская мифология. Словарь-справочник; авт.-сост.

Л. М. Вагурина. – М.: Линор & Совершенство, 1998. – 320 с.

14. Федоров В.А. История России. 1861 – 1917: Учебник для ВУЗов, 2-е

изд. – М.: Высшая школа, 2003. – 384 с.

 

Подготовил Гончаров С.А., аспирант историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, учитель предмета «Православная культура» в МБОУ СОШ № 40 г. Белгорода.

 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви