По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
СВЯТЫЕ ОТЦЫ И БОГОСЛОВЫ О НЕПОСТИЖИМОСТИ ТАЙНЫ ВСЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

»Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми. Даисповедятся ИМЕНИ ТВОЕМУ ВЕЛИКОМУ, яко страшно и свято есть» (Пс. 95: 2 – 3).

Древнегреческий философ Аристотель сказал, что «философия начинается с удивления». То же самое можем сказать о Христианской догматике. Христианство начинается с великой тайны Пресвятой Троицы – тайны Божией любви, явленной в одном этом непостижимом единстве. Являясь краеугольным камнем христианского вероучения, догмат о Пресвятой Троице в то же время есть таинственный и на уровне рассудка непостижимый. Вот, что говорили святые отцы и богословы об этом догмате во все времена…

Священник, богослов и философ ХХ столетия Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познать и рационально объяснить. Для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвернуться своего разумения.

В.Н. Лосский, известный богослов Парижской школысравнивал: «Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философияникогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы». Эта тайна постигается только отчасти в опыте духовной жизни. «Познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы» (В.Н. Лосский. «Мистическое богословие»).

Преподобный Симеон Новый Богослов рассуждал:» Никто не может ясно и полно постичь умом и выразить словом догмат о Пресвятой Троице». За откровением о Троице скрывается тайна бесконечного Бога, и человек, будучи не способен проникнуть в глубину этой тайны, может лишь прикоснуться к ней и благоговейно об этой тайне свидетельствовать(Проповедь о Святой Троице Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла).

«Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и СвятыйДух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5: 7).

Святитель Григорий Палама размышлял:» Бог есть Единица в Троице и Троица во Единице, неслитно соединяемая и нераздельно различаемая. Единица Она же и Троица всемогущая». Но на словах, то есть во времени и пространстве материального мира, невозможно передать это созерцание Пресвятой Троицы. Святитель отмечает, что человек, просвещаемый Святой Троицей хотя и получает некоторое «скромное боговедение», не может уяснить словом этого неизреченной глубины таинства: как одно и то же числимо, и избегает счисления, и раздельным кажется, и заключается в единице (Свято – Николо – Тихонов мужской монастырь).

Святитель Григорий Богослов сокрушался:» Не успею помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Трех, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, считаю это целым. Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора. Не могу объять Его величие, чтобы к оставшемуся прибавитьбольшее. Когда соединяю в умосозерцании Трех, вижу Единое Светило, не умея разделить или измерить соединенного Света».

Недостаток аналогий о Пресвятой Троице в том, что три их составляющие – не самостоятельные личности, не три лица Святой Троицы, а только силы человеческой природы. Святой Иларий предупреждает:» Если мы, рассуждая о Божестве, употребляем сравнение, пусть не думает никто, что это есть точное изображение предмета. Между земным и Богом нет равенства».

Богословие не ставит перед собой цель снять тайну, приспособив богооткровенную истину к нашему пониманию, но призывает нас изменить наш ум так, чтобы он стал способен к созерцанию Божественной реальности. Для того, чтобы удостоиться созерцания Святой Троицы, нужно достичь состояния обожения. Святитель Григорий Богослов пишет:» Будут сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы … те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом, и это будет, как я думаю, Царство Небесное». Дух Святой, от Отца исходящий и в Сыне почивающий, отверзал святым отцам ум к познанию Тайны Божественного Триединства». (Архимандрит Алипий (Кастальский – Бороздин) и архимандрит Исайя (Белов). Догматическое Богословие).

В. Н. Лосский отмечал, что для Православной Церкви Пресвятая Троица – есть непоколебимое основание Христианской религиозной мысли, благочестия, духовной жизни и духовного опыта. «Именно Ее ищем мы, когда ищем Бога, когда ищем полноту бытия, смысл и цель своего существования» ( В.Н. Лосский. Мистическое Богословие).

Троичный догмат – это великая тайна откровения. Опыт показывает, что если человек, не будучи просвещен свыше светом благодати, дерзнет богословствовать, то неизбежно впадает в заблуждение. «Говорить о Боге – великое дело, но гораздо больше – очищать себя для Бога. Таков законный путь познания тайны Святой Троицы, ибо неложен Сын Божий, сказавший:» Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23). (Архимандрит Алипий (Кастальский – Бороздин) и архимандрит Исайя (Белов). Догматическое Богословие).

Подготовила Наталья Миненкова


 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви