По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
Троичность

Догмат троичности Лиц в Едином Боге является одним из важнейших догматов Православной веры, который нельзя постигнуть человеческим разумом. Этот догмат всегда вызывал много возражений у еретиков, не хотевших принимать догматические истины верой и хотевших дать им лишь рационалистическое объяснение. Но нам нужно помнить о своих немощах и грехах, которые отдаляют нас от Бога и не дают нам полностью постигнуть Божественные тайны, являющиеся для нашего ума непостижимыми. Мы должны доверять Богу и с уверенностью принимать то, что Сам Творец открыл нам о Себе, а не придумывать своих истин и искать им оправдания и подтверждения, как это делают многие сектанты, закрывая глаза на те места Священного Писания, которые им мешают утверждать свои заблуждения.

О Троичном догмате мы имеем много свидетельств из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Уже в первом стихе Библии (Быт. 1, 1): "Вначале сотворил Бог небо и землю", мы видим прикровенное указание на множественность Лиц в Боге. Глагол "барра" (сотворил) стоит в единственном числе, указывая на единство Бога, а существительное "элогим" — во множественном, что буквально означает "боги". В 26-ом стихе той же 1-ой главы книги Бытия мы видим сообщение о Предвечном Совете Пресвятой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». В Быт. 8,22 мы встречаем: « И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло". А в повествовании о Вавилонском столпотвореннии и смешении языков мы видим слова Творца: «Сойдем же и смешаем там язык их» (Быт.11,6-7). Святитель Василий Великий, комментируя все эти места Священного Писания, говорит, что глупым является думать, что кто-то сидит и сам себе приказывает и сам себя понуждает.

Так же мы в Ветхом Завете видим указания конкретно на 3 Божественные Лица, но без наименования. Всем нам известна история явления Бога Аврааму в виде 3-ех странников, выбежав навстречу которым, Авраам обращается словом «Адонаи» в единственном числе, что значит «Господь». Хотя некоторые толкователи понимают это событие как явление ветхозаветному праведнику 2-го Лица Пресвятой Троицы в сопровождении двоих ангелов, но большинство святых отцов, таких как святители Афанасий Александрийский, Амвросий Медиоланеский, Василий Великий, блаженный Августин, считают, что это - явление Святой Троицы и первое откровение человеку о Триединстве Божества. Традиция такого понимания этого явления вошла и в иконопись. Именно Пресвятая Троица в иконографии изображается в виде 3-ех странников, явившихся Аврааму. Пророк Исаия описывает свое видение в Иерусалимском храме. Он видел, как Серафимы, окружая Престол Бога, взывали: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф". При этом сам Исатия услышал глас Божиий: «кого Мне послать и кто пойдет для Нас?» То есть, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном числе — Мне, и во множественном — для Нас (Ис. 6,2). Псалмопевец Давид в Пс.109,1-3 указывает на личностное отличие Отца и Сына, говорит об образе происхождения Сына от Отца через рождение и называет 2-ую Ипостась Троицы Господом: «Сказал Господь Господу моем: седи одесную Мене… из чрева прежде Денницы родил Тебя».

Также и в Новом Завете мы имеем много мест, которые либо говорят нам о единстве Отца, Сына и Святого Духа, либо указывают на одинаковое Божественное достоинство Сына и Духа с Отцом. Прежде всего — Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Тогда людям явлена была вся Троица. Далее, Христос дает заповедь Своим ученикам о крещении всех во имя Отца и Сына, и Святого Духа (Мф.28,19), не ставя Отца выше остальных 2-ух Ипостасей. Важным моментом есть то, что Господь здесь говорит не «в имена», а «во имя», подчеркивая Божетвенное единство 3-ех Лиц. Святой апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Святого Духа, Которые подают духовные дарования наравне с Отцом: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами». В прологе Евангелия от Иоанна (Ин.1,1) «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» под Богом понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом. Кроме этих всех примеров есть еще много мест, которые не говорят о Троице, а доказывают Божественное достоинство Сына Божия. Я приведу их лишь несколько. Это 1Тим.3,16: «И великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» Еще апостол Павел говорит о Христе: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2,9). Рим.9,5: «И Христос, Сущий над всем Бог». Сам Христос говорит, что « Я и Отец одно» (Ин.10,30), а апостол Иоанн Богослов благовествует: « Знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум да познаем Бога Истинного и будем во Истинном Сыне Его Иисусе Христе, Сей есть Истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5,20). Но это, я повторюсь, лишь часть мест из Священного Писания, в которых мы находим подтверждение догмата о Едином Боге, но Троичном в Лицах.

Александр Брежатый

 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви