По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
Размышления о стране православной

Давайте поразмышляем, в какой стране мы живем? Неужели это и есть то общество, в котором люди живут по законам Божьим, претендующих на исповедание православной веры? Я, к примеру, прожив большую часть своей жизни, имею ясное представление о положении вещей. Я не планирую характеризироватьполитическую и экономическую ситуацию страны нашего времени, оставив комментарии профессионалам в данных областях. Хотя многие комментарии мы слушаем и воспринимаем не без иронии илис чувством юмора. Не удивительно, что столь популярными в наш час являются юмористические телевизионные программы, где артистыметко замечают и высмеивают парадоксы и парадигмы современного украинского общества. По большому счету, что остается делать простому украинскому гражданину, неспособному повлиять на ход событий страны? - Только юмор в таких ситуациях спасает от уныния. А верующему человеку остается только молиться о вразумлении правящего класса и просить помощи Божией в делах духовных и житейских.

Куда же наш мир катится: не движется, а, именно, скатывается? Куда человечество торопится? Что мешает каждому из нас остановиться и задуматься над вопросом:» А кто я есть на самом деле? Что есть внутри меня ценного и полезного? Что я с собой возьму в Вечность?» Наверное, потому и не задает себе такие вопросы большинство из нас, ныне живущих, зная, что не найдется на них вразумительных ответов. Их нет. Людей более волнует, что останется их потомкам в мире материальном. И в этом случае у большинства населения будут разочарования, ведь все вещи материальные тленны и не вечны. А дома и квартиры, в которых мы живем далеко не прочны. Новостройки последних лет дают трещины, даже не успев впустить в себя новоселов. Категория «качества» игнорируется и заменяется другой категорией «количества». Придорожная реклама призывает нас вкладывать в недвижимость, считая ее самым разумным вложением средств. А есть ли эти средства у большей части населения? Кто сейчас оплачивает труд человеческий настолько, чтобы хватало на покупку недвижимости даже в рассрочку?

Вы когда – либо задумывались над этимологией слова «недвижимость», над его смыслом? Нет?  Этимология слова происходит от прилагательного «недвижимый», складаемогоиз двух слов: НЕ + ДВИГАТЬ.Это- имя существительное женского рода, НЕОДУШЕвленное, 3 – е склонение (словарь Википедии). А теперь обратимся к смыслам, например, к смыслу жизни человека на земле. В том же словаре Википедии говорится:» Смысл жизни, смысл бытия – философская и духовная ПРОБЛЕМА, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно – нравственного облика личности». Выделено слово «проблема», так как вопрос:»Зачем (для чего) жить?» - традиционен для теологов, философов и людей искусства, в частности, литераторов. Обычно представление о смысле жизни складывается в процессе человеческой деятельности и зависит от множества факторов: социального положения, воспитания, образа жизни, решаемых жизненных задач, мировоззрения, исторической ситуации и прочее. Этот вопрос прост и, в тоже время, вызывает много соперничающих между собой гипотез, философских, теологических и религиозных объяснений, которые, в свою очередь, формировали науку.

Великие философы античных времен, такие как, Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие,ассоциировали смысл жизни с понятием БЛАГА. Древнегреческий философ и ученый - энциклопедист Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого ДУША, счастье состоит в мышлении и познании. Таким образом, духовная работа имеет преимущество над физической, а научная деятельность и занятия искусством (дианоэтичнские добродетели) достигаются через подчинение страстей разуму. Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствий, не плотских, а избавление от физической боли, страданий, душевного беспокойства, страха смерти. У стоиков целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом).

В средние века для европейцев и индийцев, не смотря на культурные различия и географическую отдаленность друг от друга, представление о смысле жизни было связано с почитанием предков, следованием общераспространенным религиозным и мифическим идеалам и повторением социального статуса, полученным при рождении (Ванина Е. Ю. «Средневековое мышление»).Немецкий философ Артур Шопенгауэр (19 век) определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Согласно Шопенгауэру, жизнь – это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение, таким образом, обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. В поисках смысла человек создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь невыносимой. А. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла иллюзии, придумывание занятий.

Предтеча экзистенциализма, датский философ 19 века Серен Обю Кьеркагор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире. Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истинны или существенной ценности. Термин  «нигилизм» имеет латинское происхождение и означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни.Он также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека, человека будущего. Мартин Хайдеггер указывал на то, что нигилизм, доведенный до крайнего состояния, превращается в прагматизм, отрицание того, что неполезно и нерационально по отношению к собственному организму, служащее удовлетворению основных нужд человека; в признание того, что лучшее, что можно сделать в этой жизни – получить от нее удовольствие.

Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты считают, что вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. Чья – та персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т.д.  Философы – прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Так, к примеру, Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни- это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему – либо опыту содержательной жизни. Для прагматика смысл жизни может быть открыт только через опыт.Трансгуманисты, как представители новейшего философского направления, выдвигают гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Человек должен совершенствовать тело, используя новые технологии. Основная идея трансгуманизма – это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного (Homosapiens).

Величайший святитель Игнатий Брянчанинов (1807 – 1867) в своей книге «Жизнь. Смерть. Бессмертие. Слово о человеке»изрекает удивительно правильное мнение о всех философских течениях, прошлых, настоящих и будущих:» Блуждают во мраке самообольщения и заблуждения мудрецы мира, возмечтавшие и произнесшие о человеке учение произвольное и суетное, заменяя истину предположениями; в ту же пропасть самообольщения и заблуждения влекутся слепцы, руководимые слепцами. Тайна – человек – открывается в степени, доступной и нужной для нас, вочеловечившимся Богом, Господом нашим Иисусом Христом, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и видения» (Кол. 2, 3). Далее святитель напоминает нам о том, что Творец наш, Бог Пресвятая Троица, предусмотрел, чтобы дать человекам ровно столько знаний, сколько необходимо для СПАСЕНИЯ ДУШИ, т.е. для ПОКАЯНИЯ. Действия Бога не могут быть со всей точностью объяснены тварям (Божьим творениям), хотя и разумным, не могут быть постигнуты ими. Полное и совершенное познание всех тварей имеет только их Творец, Бог. Святитель Игнатий Брянчанинов также предостерегает нас, христиан, напоминая слова апостола:» Смотрите,братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8).

Так, в чем же смысл жизни для гражданина православной христианской страны?

Прежде всего, нужно помнить, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Человек имеет тело, душу и является храмом Святаго Духа: «Ибо вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кол. 6, 16). Священное Писание называет вообще любого человека домом, обителью, сосудом. Тот человек, который не захочет быть домом Божьим, сосудом Божественной благодати, становится домом и сосудом греха.  Разные люди и различные философы давали свои собственные ответы на вопрос: «В чем смысл жизни?». Их ответы были более или менее отдалены от Истины, которую нам оставил Господь наш Иисус Христос. Каждый из философов имел различное наполнение (состояние) души и поэтому мудрствовал по своему рассуждению, не всегда близкому к истинному положению вещей в мире. Для христианина смысл земной жизни заключен в памяти смертной, очищении души, наличия страха Божия, стяжания Святаго Духа мирна, и ожидания Страшного Суда, где откроются наши добродетели и грехи, нажитые в течение жизни на Земле. Смертный грех православного христианина, не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке.Смертные грехи для христианина следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида. Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособной для вечного блаженства, пока она не очистит себя удовлетворительным покаянием. Также святитель Игнатий Брянчанинов напоминает нам о силе покаяния: впавший в смертный грех пусть не впадает в отчаяние, а прибегнет к врачеству покаяния, приводя в пример слова Спасителя:» Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25).

Далее в своей книге «Слово о человеке» святитель обличает тех людей, которые хотят спастись только милостыней, не каясь и не исправляясь. Об этом так говорится в Священном Писании:» Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем – нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2, 10 – 11),»все праведные дела его не помянутся» (Иез. 33, 13). Бог сказал:» В чем тебя застану, в том и буду судить» (Иез. 33, 20). Если перенести эти святые слова в наше время применительно к правящему классу и ко всем, кто истинно не исповедует православную веру, то невольно вспоминаются изречения святых духоносных отцов о том, что настанут времена, когда будут ставить кресты и золотить купола, а спастись смогут только не многие, но большинство прельстится властью и богатством, и прочимипрелестями мира сего. Что мы сейчас наблюдаем и переживаем в нашей стране, и во всем мире. В будущем веке (в жизни после смерти) спасет нас только личное покаяние и изменение дел в нынешнем веке при жизни земной, ане вкладывание материальных средств для потомков, что есть второстепенно, а не приоритетно.

 

Подготовила Наталья Миненкова.

 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви