По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
Священное писание и медицина об абортах

В последние времена в прессе и на телевидении остро обсуждается проблема абортов. В связи с демографическим кризисом государство стремится решить проблему законодательным путем. В церковной и около церковной среде существуют также различные мнения на счет запрещения абортов: есть ревностные поклонники запрещения абортов и обвинителей женщин, есть и уравновешенные здравомыслящие люди со способностью наблюдать причины этого жестокого необратимого явления.Где же кроется "золотая середина" решения проблемы и какова позиция УПЦ (МП)? За разъяснением православной христианской позиции я обратилась к протоиерею Ярославу (Ящук), настоятелю больничного храма апостола и евангелиста Луки города Киев.

- Православная Церковь - стал объяснять о. Ярослав, -считает зачатие главным моментом в образовании новой жизни в утробе матери, который заканчивается рождением. Эти два благословенные момента обозначены псалмопевцем царем Давидом в великом покаянном псалме:« Се бо в беззаконии зачат есмь и во гресе роди мя мати моя» (Пс.50: 7). В Ветхом Завете об этом говорит пророк Иеремия в разговоре с Богом Саваофом так: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя». (Иер.1:4). Апостол же Павел в послании к Галатам оглашает:« Бог, избравший меня из утробы матери моей и призвавший благодатью Своею… » (Гал.1,15). Можно найти еще множество примеров из святого Писания и также из святоотеческого наследия, которые подтверждают непосредственное участие Бога в сотворении каждой новой жизни.  Поэтому прерывание беременности посредством аборта есть смертельный грех, как для женщины, так и для мужчины, которые зачали новую жизнь. Ибо это есть нарушение воли Божией, так как Бог дает право на жизнь всему, что пожелает, будучи Создателем Вселенной, равно и на смерть. Аборт также являет смертельным грехом для тех людей, которые уговорили женщину на прерывание беременности и для врача, который сделал операцию, если не было угрозы для жизни матери. В настоящее времяпроблема депопуляции является одной из главных и для государства и для Церкви. И в этом контексте Православная Церковь выступает с призывом к активизации научно – медицинских и социальных программ по защите материнства и детства, ПЛОДА и новорожденного (Основы социальной концепции РПЦ, стр. 108).

Когда женщина решается на аборт, то в первую очередь, она идет к врачу. И этот момент принятия решения очень важен. Если речь идет о незапланированной беременности или беременности вне брака, то женщины всегда склонны к аборту. Пребывая в стрессовом состоянии, у любогочеловека срабатывает «тоннельное сознание», т.е. человек видит только один выход из ситуации (как в тоннеле). Обычно человек выбирает не самый лучший выход из ситуации. Беременная женщина вне брака, а часто и в бракепри отсутствии духовного воспитания выбирает грех детоубийства. Поэтому очень важно, какой врач будет говорить с женщиной, что он ей скажет и как он это скажетей. Врач должен провести беседу о вреде аборта и убедить женщину отказаться от прерывания беременности. Необходимо также провести беседу и с отцом будущего ребенка, равно и с родителями и близкими людьми.Соработничество врача и священника в этот моментособенно необходимо для женщины, решившийся на такой поступок. Именно священник может разъяснить, что аборт – есть смертный и непоправимый грех, а врач может рассказать о пагубных последствиях аборта для женского организма. Православная Церковь всегда выступала за синергию врачей и священников в вопросах о здоровье каждого человека и нации в целом. О. Ярослав припомнилслучай, когда одна женщина, заведующая реанимацией, отговорила свою невестку прервать вторую беременность. Беседа, вспоминает она, длилась два часа и была психологически трудной. В конце концов, врач отвела свою невестку в абортарий, где она увидела женщин послеабортов. То, что она увидела там, сильно ее потрясло, изакончилось тем, что невестка объявила о своем решении не делать аборт. И теперь у них в семье растет еще один чудесный ребенок!

- Всегда ли важно мнение врача?

- Мнение врача и медицинские показания состояния здоровья женщины всегда важны. Но необходимо помнить, что зачатие, вынашивание плода и рождение – это благословение и милость Бога к нам. Иногда в опасных для жизни молодой мамы ситуациях Бог, призываемый в молитвах, приходит на помощь. Как – то одна верующая молодая женщина, певчая хора церкви, рассказала, что родила ребенка вопреки медицинским показаниям. Врачи настаивали на прерывании беременности, а это для нее был последним шансом. Но она и все ее близкие в этот период молились за ее здоровье и здоровье ребенка. Нужно всегда помнить, что все зависит от Бога, и лишь немногое зависит от человека. Нужно верить, что Бог поможет, и молиться! И молитвы других людей в такие моменты очень помогают.

- Какие обычно причины приводят женщины, решившись на аборт?

-  Это жилищные проблемы, отсутствие стабильного заработка и постоянной работы, или просто нежелание иметь детей одного или обоих супругов.

- А на самом деле?

- На самом деле, и это глобальная проблема всего человечества, - ПОТЕРЯ СТРАХА БОЖИЯ. Современная позиция молодежи – «живи для себя, бери от жизни все», - ведет к разрушению в духовном плане человека, к уничтожению института семьи, как основной ячейки общества. Сейчас модно пожить с одним партнером, потом с другим, третьим, что, в конечном итоге, приводит к скорбям, болезням, распавшимся семьям и к бесплодию. В Святом Писании говорится, что семьи, в которых были дети, имели преимущество в обряде жертвоприношении Богу Живому перед семьями бездетными. Бездетность считалась наказанием Божьим, и бездетные семьи могли приносить жертву Богу только после многодетных семей. Вспомним, к примеру святых и праведных Иоакима и Анну, Захария и Елисавету, как они страдали, что Бог не дал им детей! Но они неустанно взывали к Богу, пока он не внял их молитвам! В современном же обществе потерян страх Божий. Сегодня женщины часто легко идут на аборт, как будто у них нет сердца и души, и по незнанию, насколько пагубен этот процесс.

 

- Что же происходит в духовном плане с женщиной после аборта?

- Со временем женщина осознает свою ошибку и всю жизнь испытывает угрызения совести. Это состояние можно назвать «томлением души». В психиатрии и «соматической» медицине есть такое понятие, как ПАС – постабортный синдром. Хотя он еще до конца не исследован, но, исходя из бытового взаимодействия и клинического опыта, выделяют две разновидности ПАС:

1) когда женщина сожалеет о своем решении, раскаивается в нем, переживает острое чувство вины, боль утраты ребенка. Со временем переживания угасают незначительно, а в ряде случаев к пожилому возрасту становятсяневыносимыми;

2) когда женщины психологически защищаются от чувства вины и «душевно грубеют». Появляется негативное или агрессивное отношение к детям (в том числе и своим) и к другим беременным женщинам.

И в том и в другом случаях постабортные переживания негативно сказываются на семейных отношениях, приводят к паталогическому воспитанию детей. Статистика показывает, что почти каждые 8 из 10 семей, совершивших аборты, расстаются в течении ближайшего года. Более 90%православных людей, пришедших в Церковь, раскаиваются в содеянии этого греха. Это все последствия безбожного века – построения коммунизма. То, что человек осознал этот грех, - уже хорошо. Покаяние важно, но и забывать о грехе нельзя. Нужно всю жизнь молиться Божией Матери и просить у Бога прощения. Молитва – главное оружие христианина, это его беседа с Богом.

- Какое напутствие вы бы дали матерям, у которых подрастают дочери?

- Я могу ответить словами одной прихожанки, которой уже более 70 лет: «Девушки, берегите честь смолоду!»Воспитывать нужно с пеленок и растолковывать детям о грехах и добродетелях, равно как и прививать привычку ходить в церковь нужно с детства. С детьми родителям необходимо разговаривать на эти сложные темы. А главное - дать ребенку почувствовать, что он желанный и любимый, чтобы он не усомнился, что родители желают ему только добра и не оставят его, чтобы не случилось. Нельзя упускать время в духовном воспитании и образовании. Нужно использовать родителям любой возраст детей, чтобы воспитать их нравственно и духовно здоровыми людьми.

НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ РОЖАТЬ!

Рождение – это Божие благословение, а аборт – это убийство. Во многодетных семьях, которые, как правило, верующие, нет беспокойства о том, чем накормить детей и во что их одеть. У каждого всегда есть тарелка к обеду на столе. Как в Еванглие от Матфея, к примеру, Сам Господь говорит:» Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?», потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6, 31 – 32). Возможно, в многодетных семьях нет у каждого автомобиля и для каждого отдельного дома, но не это важно для таких семей. Главное – это любовь и забота друг о друге. В беседе с одним мужчиной, у которого есть шестеро детей, я услышал ценные слова: «Нас научили работать и любить друг друга, и я своих детей так учу». Если кто – то из детей имеет желание что – то купить, то, как говорят, надо ему «дать удочку, а не рыбку». Например, можно насобирать ягод и грибов в лесу, а потом продать их на рынке. Способов честно заработать на самом деле много, надо только их найти и потрудиться. А люди, которые не боятся Бога, хотят от жизни очень многого, и поэтому рожают одного – двух детей. Современные люди стали смотреть на вечные ценности иначе, под иным углом зрения: стали путать блуд с любовью, хвастаться количеством поклонников и мужей, выбрали комфорт и потребление и «легкие» способы разбогатеть.

- Как же, по вашему мнению, решить проблему с рождаемостью? Нельзя же запретить женщине делать аборт и привлечь ее за это к уголовной ответственности?

- Это проблема современного мирового сообщества и в тоже время нравственного и духовного воспитания детей в каждой семье. С детства нужно объяснять детям, что нельзя прелюбодействовать, нельзя воровать, нельзя убивать. И нравственность, и духовность взаимосвязаны: духовное воспитание включает в себя и нравственное. А вот литургический опыт церкви ни с чем несравним. Поэтому для женщины, которая систематически участвует вТаинствах исповеди и причастия, не возникает раздвоенности, рожать или убивать.  Но и обвинять только женщин в содеянии аборта мы тоже не можем, т.к. существует ряд внешних и общественных обстоятельств.Прежде, чем осуждать и обвинять женщин, нужно каждому спросить себя: «А имею ли я право судить женщин или не имею?» Помните, как Иисус спросил книжников и фарисеев:» Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8: 7).

Нужно всегда помнить, что Бог создал нас, имеющими право выбирать. И в обществе нельзя нарушать право выбора человека. Но, чтобы женщина сделала единственно правильный выбор (рождение, а не убийство), государству нужно создать все условия молодым семьям, чтобы женщина не боялась рожать. И позаботиться о нравственном и духовном воспитании сограждан с раннего детства. Для этого нужно всем очень много потрудиться и каждому нужно начать с себя и своей семьи.

Беседовала Наталья Миненкова.

 

 

 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви