По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
Да познаем, что верен Обещавший и не усомнимся!

 

К написанию этой статьи послужил происшедший с моей коллегой по работе случай. Это случилось в конце ноября – начале декабря 2012 года. Я узнала, что эта молодая женщина вдруг среди учебного семестра приняла непонятное для всех решение об увольнении. Я позвонила ей, чтобы узнать причину, и она рассказала, что в тот момент пребывает у смертного одра своего свекра, который в находился в реанимации больницы Ужгорода в состоянии комы. Человек этот был уже не молод, но и не стар, более 60 лет от роду, но в последние несколько лет болел раком. Что скажешь в таких случаях? Можно только сочувствовать и молиться. Конечно, я нашла слова утешения, но словами чужому горю не поможешь. Через пару дней я ей снова позвонила, чтобы узнать, как обстоят дела у болящего. Оксана, так зовут мою бывшую коллегу, поделилась некоторыми опасениями и рассказала, что они ждут худшего, что множество трубок от медицинского аппарата, поддерживающего жизнедеятельность внутренних органов, не есть спасение, а только продление мучений. Одним словом, не может он отойти в мир иной. Окончив с ней разговор, я позвонила знакомому батюшке, отцу Андрею (Левченко), и спросила совета, что делать в таком случае. Совет был дан: пригласить священника прочитать молитву на исход души. И почему я сразу не догадалась ей сказать об этом? Хотя, впрочем, два дня тому я посоветовала им пойти в храм, заказать молебен о здравии болящего и поставить свечи. Что и было сделано ими в тот же день: они поехали в монастырь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, и заказали там молебен о здравии болящего (пока человек жив, нужно молиться только о здравии, не смотря на неизлечимую болезнь).  Окончив разговор с батюшкой, сразу же им позвонила и передала его рекомендации и услышала от Оксаны, что в больнице служит священник.  Они сразу же к нему обратились за помощью, не смотря на то, что был поздний вечер. На следующий день мне нужно было идти на работу, и я вскоре легла спать.  А утром я получила от Оксаны смс -  сообщение:» Умер». Было, как – то, не по себе от этого известия. Ведь смерть – это всегда неизвестность, можно сказать, тайна, для нас, пребывающих на Земле людей. К ней нельзя привыкнуть, ее не хочется ждать и страшно, даже, думать об этом.  Хотя во многих случаях – это избавление от великих мучений и благо.

 

Через пару дней Оксана мне рассказала, что свекор умер через 15 (!) минут после чтения батюшкой молитвы на исход души. И еще, что этот измученный долгой болезнью человек выглядел после смерти намного лучше, чем когда был жив.  Загадка для нас, не так ли? Вообще, любое священнодействие скрыто от глаз человека, а результат его очевиден. В начале прошлой осени одна пожилая учительница (ей около 75 лет) вдруг неожиданно для себя не смогла встать на ноги. Ее дочь каждый день приводила все новых и разных врачей, которые выписывали огромное количество лекарств, а результата от них не было. Я выбрала удобный момент и завела разговор о том, что хорошо бы пригласить батюшку на дом для беседы. Измученная болезнью, она согласилась.  Замечу, что будучи в здравии, наверное, этого бы никогда не случилось: в церкви она никогда не была.  Первым делом священник освятил дом, после, побеседовав с ней, предложил исповедаться, причаститься и собороваться. Что и совершилось на следующее утро. И спустя месяц пожилая учительница стала ходить. Правда, сначала опиралась на костыли, но уже сама готовила себе горячие блюда и даже пекла пироги.  И цвет лица у нее улучшился, в глазах заискрилась жизнь и надежда. А этой весной сама посадила картошку на своем огороде. Воистину, Таинства Божии животворящие!

 

Прошлым летом я брала интервью у настоятеля больничного храма ап. и ев. Луки в Киеве протоиерея Ярослава (Ящук). Он рассказал мне множество таких истории про больных людей, которые, лежали длительное время в реанимации, но возвращались к полноценной жизни после свершения Таинств Исповеди, Причастия и Соборования.  А некоторые отходили в мир иной.  Я спросила тогда у батюшки:» Почему это одним помогает, а другим -  нет?» И он мне ответил словами апостола Иоанна Богослова:» Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8).  Нам не нужно гадать – разгадывать тайну жизни и смерти. Нам нужно довериться Богу и во всем видеть Его Промысл о нас.  Все, что дает нам Бог, ко благу. И даже смерть.  А такие случаи, приведенные выше, имеют один смысл: они посылаются нам для укрепления нашей Веры в Бога. Чтобы мы могли воочию познать Божию Милость и увидеть, как благ и верен Господь, и тогда «оживет сердце ваше, ищущие Бога» (Пс.68: 33).

 

Что же такое Вера? Апостол Павел в своем послании к евреям говорит:» Вера есть осуществление  ожидаемого и уверенность в невидимом.  В ней свидетельствованы древние…» (Евр.11:1 - 2). Почему важно изучать Святое Писание, Ветхий и Новый Завет? Сам Господь Иисус Христос говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную…» (Ин.5: 39). В Ветхом Завете пророки свидетельствовали нам о том, что нужно ожидать Мессию, который освободит человека от греха и смерти. А Новый Завет нам не только повествует о жизни и крестной смерти Спасителя Иисуса Христа, но излагает «средства» спасения: покаяние, соблюдение заповедей и Блаженств и причащение Святых Таин Христовых. Теперь не надо приносить кровавых жертв Богу Живому:  жертву – искупление за грехи человеческие понес Сам Господь Иисус Христос Сын Божий.  А нам осталось только Его благодарить и следовать Его Воле, «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу …» (1 Пет.2:5). Об этом нам также восклицает ветхозаветный пророк, царь Давид:« Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и копытами» (Пс.68: 32 – 32).

 

Бог Саваоф однажды пообещал Аврааму в наследие землю обетованную, «в которой художник и строитель Бог». И Сарре, что «получит силу к принятию семени и родит». И они поверили (ибо имели живую веру!), твердо зная, «что верен Обещавший» (Евр.11:9 - 11). Верою и Енох был переселен, не видя смерти на небо. И Ной, получив во сне откровение от Бога, приготовил ковчег для спасения.  И другие пророки, о которых повествует нам Ветхий Завет, получали обетования, побеждали царства, заграждали уста львов, угашали силу огня и совершали многое другое. Нам бы, дорогие современные православные христиане взрастить в своих сердцах такую веру в Бога, нашего Творца и Создателя! И для начала, хотя бы, начать ходить в церковь не просто поставить свечи и заказать сорокоуст, а для того, чтобы самим регулярно принимать участие в Таинствах Церкви, которые нам даны Богом во спасение. Нам бы научиться жить по заповедям Божьим, а не надеяться только на Божию милость и на отпевание (существует мнение среди дилетантов православной веры, что отпевание гарантирует усопшему попадание его души в рай). Хотя, и в этом случае благ и верен Господь своим созданиям. И он благ даже к тем, кто ему не верен.

 

Для чего мы живем?  - Чтобы подготовиться к жизни вечной при жизни земной и когда – то умереть. Ведь, смерть бывает не только телесная, но и духовная, равно как и вера бывает живая и мертвая. Вы когда-нибудь слышали о духовной смерти и о вере мертвой? - Так вот: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). Просто знать, что есть на свете Бог, - недостаточно: нужно изучить Святое Писание и Святое Предание, творения святых отцов. Чтобы почувствовать Божию благодать, нужно участвовать в Таинствах Церкви, жить жизнью Церкви, ведь Церковь – это Богочеловеческий организм. В ней глава – Иисус Христос, а мы все православные христиане – есть члены Церкви (см. катехизис православной церкви). Чтобы подтвердить свою веру в Бога Живого, Троицу Единосущную и Нераздельную, нужно соблюдать Заповеди, быть милостивым,   любить Бога и людей, «потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет.4:8). Нужно помнить, что, «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2:10).  Для этого нам заповедано Богом Таинство Покаяния, чтобы попав в искушение и согрешив, не откладывая, пойти в церковь и исповедаться, «ибо все мы много согрешаем» (Иак.3:2). «В искушении не говори:» Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:13 -15).  Верующие в Святую Троицу христиане знают, что нужно с радостью принимать искушения, потому что «испытания нашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы мы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:2 – 4), и что «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).  А что же сказать о тех людях, которые не любят Бога и противятся Ему?

 

«Убьет грешника зло, и ненавидящие праведника погибнут. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет» (Пс. 33: 22 – 23).  Эти строки псалмопевца относятся не к физической смерти, а к духовной.  У архимандрита Тихона (Агрикова) есть рассказ «Крест мертвый».  Он повествует о человеке – начальнике, который жил в одном восточном городе. Однажды ночью после веселого пира он зашел к себе в спальню и, как всегда, без молитвы лег спать. Вдруг,  почувствовав, что кто – то стоит у его изголовья, он поднял голову и увидел безобразное существо.  Он машинально перекрестился, надеясь, что призрак исчезнет.  Но чудовище, двойник этого  начальника, только нагло рассмеялось и сказало: «Неужели вы думаете, ваша милость, что  Крест, сделанный вашими нечистыми руками, может помочь вам?  И Имя Христово не устрашает, если вы произносите его вашими нечистыми устами».  Призрак тут же показал все злые дела начальника: подкупы, взятки, мародерство, безумные дела и прочие мерзости.  После этого начальнику была поднесена горькая чаша и, испив  ее, он почувствовал жгучую адскую боль в сердце, и тут же испустил свой дух.  «Крест, сделанный нечестивым человеком, не имеет силы. Он – мертвый крест. Бесы его не боятся.  Это богохульный крест»,- объясняет далее архимандрит Тихон (На крыльях веры. Архимандрит Тихон (Агриков), 2010 г, с.42 – 45).

 

Что же мешало этому начальнику не грешить, покаяться и не грешить? - Отсутствие веры и страха Божия. Увлечение, а, затем, и вовсе порабощение грехом гордости и тщеславия, алчности и сребролюбия, наслаждения своей властью и неправедным богатством…  Не дай Бог быть на его месте! Уж лучше не родиться и не жить вообще, чем иметь смерть духовную при жизни телесной.

 

Бог обещал всем нам Свою помощь и поддержку, а надеемся ли мы на Него? Будучи самонадеянными и ориентируясь в жизни земной на земные блага, действительно ли мы стремимся к Нему, Богу Всевышнему? Возносим ли мы свои сердца к Небесному Иерусалиму или все же устремляем взор свой вниз, к земному? Почему не исполняем Его обетования, ведь «Он есть хлеб жизни, хлеб живый, сшедший с небес?» (Ин.6:48 – 51).  Какие же еще нам нужны блага, чтобы быть счастливыми?  Какие же нам еще нужны доказательства, чтобы следовать Его Учению? А может мы все же безнадежные эгоисты, рискующие остаться без Земли Обетованной -  Царства Небесного? Нужно научиться всем нам понимать, что БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ и Любовь ЕГО НЕЛИЦЕПРИЯТНА И НЕИЗМЕННА (см. послание от Иакова, гл. 2). И, что только исповедуя Бога Пресвятую Троицу Единосущную и Нераздельную, мы сможем стать живыми, ибо только Он «животворит, а плоть не пользует не мало» (Ин.6: 63). Сможем усыновиться Богу Всевышнему и получить Его обетования, уверовав раз и навсегда в то, что «верен Обещавший» (Евр.11:11). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1 Ин.3: 1).  Да, познаем же Бога Истинного! «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин.4: 19).

 

Подготовила Наталья Миненкова

 

 

 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви