По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
О необходимости духовного воспитания в современном мире

«Начало мудрости – страх Господень…

Ибо Господь дает мудрость;

Из уст Его – знание и разум…»

(Притчи Соломоновы: 1: 7, 2: 6).

Проблема воспитания детей в современном обществе просто кричащая. Зайдите в любую общеобразовательную школу или специализированное учебное учреждение (колледж, лицей и прочее) и понаблюдайте со стороны за поведением учащихся или студентов, а еще лучше поприсутствуйте на одном – двух уроках, и вы сразу поймете, что я имею в ввиду. Я преподаватель по профессии и меня не перестает удивлять, а, точнее, поражает бесстыдство и лень не малой части подрастающего поколения. Бесстыдство таких подростков часто выражается в наглой лжи: прикрывая свои пороки и проделки, дети отроческого возраста необузданно лгут. Лгут, обвиняя при этом всех кого угодно, только не СЕБЯ. Они даже обвиняют учителей в том, что им не позволяют списывать контрольные роботы и тесты! Они легко оговаривают, клевещут, а мы ведь знаем, кто отец клеветы и лжи. Такие отроки и отроковицы приклеивают низкопробные штампы и ярлыки тем, кто на порядок выше и совершенней в нравственном и духовном развитии. У них совершенно искаженное понятие о мире и его ценностях. Лень же их проявляется в неистовом нежелании учиться, а главное МЫСЛИТЬ. Думать и размышлять такие дети не хотят и сами признаются, что им ТРУДНО заставить себя думать. Мне, например, трудно представить себе, как можно не заставить себя перестать лениться и начать учиться? Если в начале 2000 –х годов таких наглецов и нерадивых к учебе отроков были единицы – десяток из сотни, то спустя 10 лет пропорция к сотне возросла значительно. По моим скромным наблюдениям этот показатель увеличился в несколько раз: примерно, из 100 учащихся - 35 – 40 человек не хотят учиться совсем, и еще столько же требуют постоянного контроля со стороны родителей и постоянной мотивации со стороны преподавателей. И страшно то, что это вращающееся колесо лени и нехотения учиться с каждым годом набирает обороты. Этот процесс деградирования молодежи в стремлении интеллектуально, нравственно и духовно развиваться очевиден и священнослужителям. Многие батюшки на проповедях открыто проявляют тревогу и вопрошают к присутствующим на службе родителям:»Кто же потом за нас будет молиться?»

Что же происходит с нашими детьми? Отчего они становятся такими жестокими и эгоистичными? Как мы их воспитываем? Какие ценности закладываем детям, и чего не хватает им для того, чтобы возрастать и развиваться правильно?

Причины этого необратимого процесса, прежде всего, лежат в духовном несовершенстве нескольких поколений. Мы живем в эпоху «теплохладной»веры -  эпоху потерянных духовных ориентиров. В православии этот явление называется отступлением от Христа. Эта эпоха характеризуется отсутствием естественной реакции ума и сердца человека и его ровное безразличие к окружающему миру. Об этой опасной поре развития человечества в начале первого века по рождеству Христову писал апостол любви Иоанн Богослов, предсказывая, тем самым, ее пагубные последствия для души человека и его отношения к вере:» Ты ни холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден, или горяч!» (Откр. 3: 15).В прошлом столетии великий подвижник православной веры Христовой преподобный Серафим Вырицкий предсказывал, что «придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнут куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества».  Действительно, давайте, братья и сестры, снимем хотя бы на время розовые очки с глаз и ясно осмотримся вокруг нас (дальше стен храма), и мы сможем увидеть, что одно поколение, живущее не по Божьим Законам, породило другое такое безбожное поколение. А другое – породило, соответственно, третье. И так будет продолжаться до тех пор, пока Господь не поселится в сердцах хотя бы большинства из нас, живущих на Земле. «Се, стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь (сердца своего), войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).Но Господь не приходит к нам незвано, Он подарил право человеку выбирать. Вот в чем и состоит мудрость - сделать правильный выбор: призвать Господа и пустить Его в сердце свое. «Близ еси Ты, Господи, и всипутие Твои Истина» (Пс. 118: 151).

Чем живет сейчас среднестатистическая семья? Прежде всего мыслями и заботами о хлебе насущном, т.к. на хлеб сейчас заработать непросто: нужно много трудиться и отдавать работе большую часть своего времени. Если есть место для Бога в сердцах людей, то такие люди живут по Заповедям Божьим и ведут духовную жизнь, и работа им не помеха. В семьях верующих людей взрослые серьезно относятся к воспитанию потомков. Детям с пеленок прививают любовь и послушание к старшим, прежде всего, к родителям, и страх перед Богом. Но большинство же украинских семей считаются православными только номинально и о духовности имеют слабое представление. Вера их проявляется в ритуальности и обрядовости. Не секрет уже, что многие даже не знают «Символ веры» на память и не понимают значение Символа. И очень большое число населения за свою жизнь бывают в церкви 2 – 3 раза: на крещении, венчании и отпевании. Поэтому такие родители не могут дать детям правильных знаний о вере, чаще - о суеверии, или заинтересовать своих детей вопросами религии. Поэтому и выходит в общество все больше и больше молодых людей с искаженными понятиями о положении вещей в мире, не ищущих истины, не умеющими молиться, любить и прощать, учиться и трудиться.

Что же говорит о воспитании детей священное Писание? Наиболее пространно и ярко представлены назидания по воспитанию чад в Притчах Соломоновых (Притчи: главы с 1 по10). Царь Соломон, который был воспитан и образован благочестивым отцом, царем Давидом, на первое место ставит СТРАХ ГОСПОДЕНЬ. Заметьте, не деньги, не успех в обществе и прочее, что потом в жизни прилагается, а страх перед Богом. Что же это такое, страх Господень, и почему он нужен?  Прежде всего, это СПАСИТЕЛЬНЫЙ страх и первая ДОБРОДЕТЕЛЬ ХРИСТИАНИНА. Как говорит епископ Вениамин (Милов), этот страх «свидетельствует о внутренней живости человека для Бога и блистании благодати Святого Духа во мраке грешной души». Эти слова означают, что без Бога душа умирает еще при жизни, а «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Душа, не наученная любить, - страдает, болит и постепенно умирает, и помочь ей выздороветь и оживить может только Бог и наша к Нему молитва. Как и всякая добродетель, страх Господень есть дар Божий христианину. «Приидите чада, послушайте мене, страху Господню научу вас» (Пс.33,12), -  призывает нас Святой Дух через псалмопевца Давида. Как мы понимаем из слов пророка, что и этому делу нужно УЧИТЬСЯ и Учитель есть Бог.

Царь Соломон в Притчах утверждает:«Начало премудрости - страх Господень» (Притчи:9, 10).В чем же заключается смысл этого утверждения? Это означает, что мы при жизни должны готовиться к смерти и «собирать» добродетели путем исправления своих грехов, жизни по заповедям и делами милосердия. Наивысшая из добродетелей есть ЛЮБОВЬ, которая «никогда не перестает (быть)» (1 Кор. 13:8). Любовь всегда и везде присутствует, - нужно только очистить свое сердце и обрести ее. Суметь разглядеть ее и сохранить. Все мы станем свидетелями Второго пришествия Иисуса Христа на Землю. Это пришествие начнется с суда, который Церковь называет «Страшным», потому что на нем будет решаться участь христианина для вечности: «Яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею» (Пс.95: 13). Пригодными для Царствия Божия будут признаны те люди, которые проявили красоту души в делах милосердия и жертвенности. Страшен этот суд еще и тем, что на нем МЫ ДОЛЖНЫ БУДЕМ ДАТЬ ОТВЕТ НЕ ТОЛЬКО ЗА НАШИ ГРЕХИ, НО И ЗА ГРЕХИ НАШИХ ПОТОМКОВ: детей, внуков, правнуков и т.д., и которые (грехи потомков) являются плодами наших дел, слов, мыслей и дел, в том числе, и ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО воспитания. Поэтому в Священном Писании Бог заповедал родителям воспитывать своих детей в страхе Божьем, а детям - почитать своих родителей, и дал этому подробные объяснения (см.  Притчи Соломоновы).

Теперь давайте рассмотрим вопрос духовного воспитания. Духовное воспитание строится на самоотверженной ЛЮБВИ родителей, которая является фундаментом воспитания. Да только вот незадача, откуда же взяться этой самоотверженной любви, если наши сердца очерствели, а мысли пронизаны насквозь корыстью и честолюбием? В уме постоянно подсчитываются дебиты – кредиты семейного бюджета. Ноги автоматически шагают на работу и обратно домой через супермаркет. Откуда ей, любви, взяться, если почти каждый из нас привык заботиться только о себе? Любовь, вроде бы и есть, но она проявляется больше в плотских отношениях. Вернее, плоть принимается за любовь. А истинный смысл любви заключается в ЖЕРТВЕННОСТИ и в служении другому человеку. В служении Богу, Который, собственно, и сотворил весь мир и человека. Конечно, в трагичных ситуациях, когда дело касается жизни или смерти близкого нам человека, мы проявляем чувство жертвенной любви, что ценно в очах Божьих.

Если в семье есть и передается от поколения к поколению православная традиция жить по канонам церкви и участвовать в ее таинствах, то вопрос о духовном воспитании отпадает сам по себе, - это уже заложено самой Церковью.  А если родители невоцерковлены (и дедушки с бабушками тоже!), то ожидать благих дел в воспитании не приходится: нет духовных знаний, потеряна православная традиция! Поэтому, прежде всего, родителям самим следует образовываться в духовных вопросах и воцерковляться (благо сейчас открыты при церквах воскресные школы для взрослых и детей, равно как и богословские курсы; помогут родителям разобраться в духовных вопросах приходские священнослужители, православные сайты и духовные книги), а потом прививать эти навыки детям. Случаев, когда родители приходят в церковь через Воцерковление детей на самом деле немного. Взрослым же нужно помнить всегда, что СПАСЕНИЕ ДУШ РОДИТЕЛЕЙ БОЛЕЕ ЗАВИСИТ ОТ ДЕТЕЙ, т.е. от того, что родители заложат в сердца и души детей.Если заложат любовь, милосердие, честность и прочие добродетели, то ребенок пойдет в жизнь нравственно и духовно здоровым человеком. И это будет угодно Господу. Если нет, то такой ребенок не сможет жить праведно и честно, а значит, будет много грешить и страдать. Именно от того, какими вырастут дети более зависит участь самих родителей в загробной жизни. Поэтому, родителям даже выгодно (как бы кощунственно это не звучало) воспитывать в благочестии своих детей, облегчая тем самым свою загробную участь. Но есть еще вопрос: что родители могут дать своему дитяти? Ответ: только то, что имеют. И это не обязательно материальные блага, что, конечно, очень важно. Родители не могут дать детям то, чего сами не имеют: ни Любви, ни Веры, ни Страха пред Господом.

Есть мнение среди некоторых родителей, что достаточно» читать детям мораль», время от времени поучая их, и таким образом прививать нравственность, а духовность -  это для попов и монахов. Такие люди обособляют духовность от нравственности, что совершенно неправильно. Психологи и социологи рекомендуют больше общаться с детьми, проводить вместе досуг и прочее в таком духе. Это, конечно, хорошо и здорово. Но общение - это более душевная вещь, а не духовная. Нужно четко знать, что духовное воспитание включает себя и нравственное, и мораль, и душевность: оно - главнее всего! Все светские законы морали и нравственности проистекают от законов ДУХОВНЫХ, о которых говорили еще ветхозаветные пророки, в том числе и царь Давид:» Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Сильно на земле будет семя его, род правых благословится» (Пс.111: 1 – 2); »Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс.115:6); «Смерть грешников люта, и ненавидящии праведного прегрешат» (Пс.33:22). «Праведный» есть исполнитель Божьих законов, а «грешник» – нарушитель этих законов. Нужно ясно осознавать, что духовность можно найти только в Церкви и научиться только от духовных людей: «С преподобными преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши. И с избранными избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17: 26 – 27). И в миру есть такая поговорка: “С кем поведешься, того и наберешься».

Еще одним условием правильного воспитания есть упорный и непрерывный ТРУД родителей в этом процессе. А кто нынче любит трудиться? И что есть труд? В эпоху двойных стандартов и подмен понятий легко запутаться и порой нелегко разобраться, что есть труд, что есть работа, а что есть халтурка? Сейчас многие наши современники стремятся к быстрым делам и результатам, и часто за счет усилий, труда и времени других. Поэтому приходится слышать от нерадивых родителей, что дело воспитания – это дело школы. А так ли это? Школа – это, прежде всего, образовательное учреждение, а потом - все остальное. Только в семье закладывается фундамент для дальнейшего выстраивания отношений ребенка с внешним миром. От воспитания в семье зависит то, каким же будет внутренний мир дитяти. Учебные учреждения могут только развивать задатки и навыки, корректировать характер и поведение детей. Находясь в постоянной погоне за «рублем» и комфортом, многие родители задвинули проблему воспитания своих детей на задний план. Если родители ленивы и небрежны, то о каком ТРУДЕ в деле воспитания может идти речь? Многое пускается на самотек, с не большими и не систематическими коррекциями в поведении ребенка с их стороны. Вот и получается на выходе:» что посеешь, то и пожнешь».

Господь Иисус Христос предрек: «Жатвы много, а делателей мало…» (Мф.9: 38, Лк. 10: 2, Ин. 4: 35), говоря о делах веры и распространения Святого Учения среди всех людей нашей планеты. Это и есть призыв Господа учиться делам веры нам самим и передавать знания другим. И если мы не принимаем этот призыв Божий, или оттягиваем его выполнение на «потом», то мы отвергаем или оттягиваем, рискуя не успеть, СВОЕ спасение и спасение своих ПОТОМКОВ. За что и будем держать ответ на Страшном суде Божьем. И еще Спаситель наш предупреждает взрослых:» Не мешайте детям приходить ко мне» (Мф.19:14, Мк.10:14, ЛК.18:16). Невыполнение этой заповеди также является большим грехом для нерадивых родителей, которые, по своему незнанию и нежеланию развиваться духовно, упускают возможность подарить своим детям встречу с Богом в детстве.

В заключении, братья и сестры, прошу Вас всех задуматься и переосмыслить свою позицию в воспитании своих чад. Во все времена на нашей земле в семьях заботились о детях, воспитывали их в традиции православной веры, истинной и незыблемой. Сейчас же, когда после утраты этой традиции, снова возрождается православная вера, не упустите и вы своей возможности обрести ее и впустить в свое сердце Христа. В нашей жизни нужно всегда непрерывно учиться хорошим делам. Учиться, чтобы получить обязательное образование. Учиться, чтобы приобрести профессию, которая будет кормить вас и семью. Учиться жить по заповедям Христовым и навыкать добродетелей. Поэтому, не ленитесь, находите время для духовного образования. Начните ходить с детьми по воскресным дням и праздникам в храм. Участвуйте в Таинствах Церкви, читайте духовную литературу, ездите в паломничества по святым местам.Т ворите дела милосердия и жертвуйте своим благополучием (материальными благами, талантами и временем) ради ближнего своего. Любите детей и будьте с ними добры. Тогда нам, учителям, будет легко и радостно с вашими детьми учить разные науки. «И возжелает царь доброты твоея: зане Той есть Господь твой, и поклонишься Ему» (Пс. 44: 11).  Да поможет Вам Всемогущий Бог и Пресвята Богородица в этом добром деле! Ведь нам в помощь дарована еще и чудотворная икона Матери Божией именуемая «Воспитание», молитва пред которой помогает родителям в воспитании и исправлении своих чад. Молитесь и трудитесь!

МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЙ ИМЕНУЕМОЙ «ВОСПИТАНИЕ»

О, Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещенных и безымянных, и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего Материнства, соблюди их в страхе Божьем и послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный покров рабом Твоим. Аминь.

Подготовила Наталья Миненкова.

 

 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви