По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
Нужно стремиться к простоте!

Вы когда-нибудь задумывались над вопросом: «Откуда берутся герои и что такое подвиг?» Подвиг -  это что - то из ряда вон выходящее. То, что не каждый может понести и совершить. Это лучше, смелее, дерзновенней. Подвиги бывают мирские и духовные, большие и малые по меркам людей, но не Бога. Для Бога любое наше благое движение сердца или мысли очень ценно, равно как и дело, так как постепенно возводит нас в Небесный Иерусалим. Как же понять, что человек занимается духовным подвижничеством? Как увидеть это «со стороны»? Возьмем, к примеру, церковную жизнь.  Вот вы стоите на службе в храме, куда вы ходите чаще всего на Божественную Литургию. Замечали ли вы, лица молящихся прихожан?  Как кто – то небрежно и невпопад молится, погрузившись в свои мирские раздумья? А кто – то в этот момент молится с таким умилением и сосредоточением, что понимаешь, - этот христианин сейчас действительно предстоит пред Богом и возносит Ему, Всеблагому, свои молитвы. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему одних прихожан все любят? К ним обращаются за любой помощью и в доме их всегда открыта дверь, впрочем, как их сердце на встречу людям. А к другим прихожанам, почему – то, не лежит душа, не расположено ваше сердце. Вы просто говорите им на ходу «спаси Господи» и проходите, идете дальше своей дорогой.  Отчего так бывает? Рождаются они такими добрыми и открытыми, или становятся таковыми? Откуда у них эта Евангельская простота веры, что к ним тянутся людские души?

Простота веры, Евангельская простота, бывает врожденной или приобретенной ПОДВИГОМ. Что ценнее в очах Божьих? Конечно же, -  жизнь по заповедям, подвижническая жизнь. А врожденная простота веры дается человеку по молитвам и духовным подвигам родителей и предков. Также по особому Промыслу Божьему, что бывает значительно реже. Как, например, Иакову, сыну Авраама и Сарры, была дана сердечная простота веры. Поэтому он достойно проходил все испытания, попущенные ему Богом и был ценен в очах Божьих (Бытие: главы: 21 – 36). То же самое мы можем сказать и о других ветхозаветных пророках. Но самым ярким для нас примером служит простота веры Матери Божией Марии, рожденной от праведных родителей Иоакима и Анны, и Которую Бог избрал для ГЛАВНОГО подвига, совершенного человеком когда – либо на Земле, - рождения Богочеловека Иисуса Христа, Спасителя людских душ: «Бог воплотися от чистых кровей Твоих; темже всякий род поет Тя, Владычице, умная же множества славят, яко Тобою явеузреша всеми Владычествующаго, осуществовавшегося человечеством (Последование ко Святому Причастию, Богородичен, Песнь 9).

Если взять, например, веру апостолов, то по простоте своей души и уверования в учение Иисуса Христа, особенно выделяются апостолы Петр и Иоанн. Вспомните, как Петр сказал Спасителю накануне Его взятия книжниками и фарисеями: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф.26:33). И не смотря на свое троекратное отречение после ареста Христа, оплакав свой стыд слезами покаяния, он получил от Господа великую милость быть первым из апостолов, и все его подвиги были совершены по его великой любви к Господу Иисусу Христу (Ин.21: 16 – 18). Иоанн же проявил большую верность Господу, находясь у распятого Христа вместе с Божией Матерью, когда все остальные ученики Христовы испугались и разбежались кто куда. Ему же Иисус поручил заботиться о Своей Матери, Богородице (Ин.19: 26 – 27). За что и получил великую награду от Бога – долгую жизнь, мирную смерть и взятие его в Царство Небесное.

Интересна история уверования в Господа Иисуса Христа и в Его учение апостола Павла. Сначала Савл (Павел), будучи воинствующим фарисеем, «гнал до смерти последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин» (Деян. 22:4). Когда же он был на пути в Дамаск, ему явился Сам Иисус Христос и сказал: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» (Деян. 22:7). И в этот момент произошла в душе его ПЕРЕМЕНА, но не по принуждению, а по его свободной воле. Ибо Бог всем людям даровал свободу выбора в делах веры. Позднее апостол Павел прославился своими великими подвигами во имя Господа Иисуса Христа, проповедовав Благую весть во многих странах мира. За что Бог удостоил его великой награды – венца мученической смерти и вечной жизни в Царствии Своем.

Не менее удивительные подвиги подвижничества проявили первые мученики за веру, гонимые Нероном (64 год по от Рождества Христова), Диоликтианом (303 – 312 гг) и другими римскими правителями – мучителями мирных христиан в 1 – 3веках. На Святой Руси после всеобщего крещения особыми духовными подвигами прославились Богом и людьми преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели святой Киево-Печерской Лавры, которые собрали вокруг себя сонм великих подвижников христианской веры. На севере Руси на Валаамском острове, где был установлен крест(как и в Киеве) святым апостолом Андреем Первозванным, когда он проходил с проповедью о благой вести Киевские и Новгородские пределы, подвизались святые богоносные отцы наши Герман и Сергий Валаамские Чудотворцы, водворив сюда целый сонм подвижников, работающих Господу. Позднее в 14 веке Сергий Радонежский и его ученики, такие как Кирилл Белозерский, Савва Сторожевский, Дионисий Глушицкий, Корнилий Комельский и еще многие другие распространяли монашество на Руси. В 18 веке подвизался великий стяжатель Божьей благодати  преподобный Серафим Саровский, к которому стремились христиане со всех концов Руси за молитвенной помощью и любовью в Саровскую Пустынь. Особой любовью людей и Господом были удостоены духоносные святые отцы Оптинской Пустыни, основателями которой были Лев и Макарий Оптинские. А также и все остальные старцы Оптинские во главе с удивительным даром от Господа доброты и любви к людям преподобным старцем Амвросием.В конце 19 – начале 20 веков на Руси воссиял Божией благодатью святой праведный Иоанн Крондштадский, любимец православных христиан, равно как бедных, так и богатых. Святой праведный отличался особой нестяжательностью материальных благ и щедростью к людям. Еще позднее, в эпоху кровавой социалистической революции и строительства коммунизма, еще сонм святых новомучеников по своей Евангельской простоте веры отдали жизнь за учение, проповеданное Спасителем Иисусом Христом. А сколько еще святых людей, подвизающихся тайно от людских глаз в пещерах и пустынных местах, имели простую веру в Бога Творца, Святую Троицу, о которых мы не знаем ничего. Ибо они подвизались, оставаясь, незаметными, во имя Господа. Во имя Господа, а не ради людской славы.

Что же такое Евангельская простота? Простота – это однородная натура. А Евангельская простота - это «свет истинный (Иисус Христос), Который просвещает всякого человека, приходящего в мир»(Ин.1:9). Это любовь к Богу и людям, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Благо (добро) для человека иметь Евангельскую простоту веры и «познать Истину, которая сделает вас свободными» (Ин.8:32). Господь говорит апостолам: «Вот, я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и ПРОСТЫ, как голуби» (Мф.10:16).Простота - это еще и целомудрие, великая добродетель христианина.  В 18 веке о Евангельской простоте говорил преподобный Серафим Саровский так: «Где просто, там и ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Мудрено -  значит, придумано, надумано человеком. В 20 столетии священник, ученый и философ Павел Александрович Флоренский говорил, что целомудрие по своему этимологическому составу указывает на цельность, здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние личности, свежесть духовных сил, духовную устремленность. Целомудрие - это ПРОСТОТА, т.е. органическое единство, цельность личности. А грех - есть частичность, раздробленность, отпадение; противоположность целостности, целомудрию. ЧТО ЦЕЛО, ТО И НЕВРЕДИМО.

Главным отличием подвижнического героизма есть то, что подвиг совершается не во имя свое, а во имя Божие. Ценен в очах Божьих героизм за Родину. Но все же любовь к Богу и подвиг во имя Господа важнее всего для христианина. Чтобы ответить на вопрос, «кто же такой герой?», то в глазах христиан, это тот человек, который всем сердцем стремится к Богу. Который молится и трудится, и не унывает. Который творит дела милосердия и не выставляет свои дела «на показ». Который кроток и смирен пред Господом и людьми. И который возводит в своем сердце Царство Небесное, стяжая дух мирен. Как говорит Господь Бог Иисус Христос:«Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17: 21).

Вот таких простых христиан, братья и сестры, вы имеет возможность замечать у вас в храме. Это те люди, к которым мы тянемся все сердцем и душой. Эти люди для других не заметны, т.к. скромны. Они заметны для других, т.к. приветливы, радостны, открыты и светлы. Они не боятся славы, ибо не ищут ее. Они не видят чужих грехов, так как видят свои. Они готовы отдать свое последнее просящему, чтобы угодить Господу. Они молятся за знакомых и незнакомых, ближних своих, православных христиан. И живут в Церкви Воинствующей от ПАСХИ до ПАСХИ.

Подготовила Наталья Миненкова.

 

 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви