По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
4-ая неделя Великого поста
Четвертое воскресение Великого поста Святая Церковь посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество.
Четвертое воскресение Великого поста
Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но - умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. "Я не постился чрезмерно, - говорит он сам о себе, - и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня". Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. 
Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана преподобными знаменитая "Лествица" - руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат..." Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал - "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. "Лествица" предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу. 
Да, действительно, как говорит святитель Иоанн Златоуст, что заповеди Божии о любви, непрестанной молитве, о бодрствовании и все остальные были даны Христом не для иноков (монашества как такового тогда вообще не было), но для каждого христианина. К каждому относятся слова Христа о том, что путь в Царствие Божие тернистый, узкий (Деян 14, 22). Монашество призвано только к подвигу девства и к более усиленному воздержанию. Поэтому книга преподобного Иоанна Лествичника полезна и назидательна для каждого из нас. Не даром Святая Церковь предлагает нам почтить память святого Иоанна, тем самым, как бы указывая нам прибегать к опыту покаяния и восхождения к Богу, описанному в «Лествице». Ведь это не отвлеченные слова – это свидетельство живого, действенного опыта, опыта жизни по заповедям Христа, который преподобный Иоанн Лествичник прошел сам. 
Для нас в дни поста особенно назидательна самая первая ступень, описанная в «Лествице». О ней святой Иоанн говорит, что не за то мы будем осуждены на вечном Суде, что не совершали чудес, не богословствовали, но за то, что не плакали о своих грехах…
Вот где начинается наше спасение! Часто в жизни мы о многом плачем: о неудачах, о утратах, о болезнях, о горе, которое бывает в нашей жизни. Но часто мы не видим и совершенно не задумываемся о том, что болезни, горе, страдания - бывают чаще всего именно по причине нашей греховности. Забываем мы, что есть грех в нашей жизни, что совершая грехи, мы удаляемся от Бога. Грех – это по сути единственное несчастье, которое есть в жизни человека. Грех оскверняет, грех еще и еще раз убивает нас, потом убивает не только лично нас, но отражается на все человечество, на отношения между Богом и человеком. 
Грех отделяет нас друг от друга. Ведь можно поделится с ближним о своем несчастье, неприятности, горе, и тем самым, получить поддержку. Но грехом поделится стыдно, и потому, он отдаляет нас друг от друга. Но что страшнее всего, наши грехи опять и опять убивают Христа на Кресте… Вот, почему Церковь всегда напоминает нам о покаянии, призывает бороться с грехом, а особенно взывает к нам об этом в дни Великого поста. 
Как указывает нам сегодняшнее Евангельское чтение (Мк. 9, 17-31), одним из важных путей борьбы с грехом, является твердая вера в Бога, укрепляется постом и молитвой. Пост освобождает человеческий дух от порабощения плоти, а молитва возвышает ум человека к Богу и испрашивает у него помощи в борьбе с грехами. Пост и молитва тесно связаны между собой. Если выполнить только что-то одно, то можно уподобится человеку, сидящему в лодке и гребущему одним веслом. Что будет происходить? Он просто будет крутится на одном месте. 
Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что молитва – это глава всех добродетелей, а пост – их основание. И еще: «Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден если на нем не создана молитва». Вот почему Церковь установила посты, вот почему призывает Церковь нас к молитве. 
Итак, подумаем каждый о своей жизни, о каждом своем грехе, и попробуем принести Господу свое покаяние, искреннее, от всего сердца! Попытаемся прибегнуть к нашему Спасителю с постом и молитвой, каждый по мере своих сил, и тогда Господь поможет каждому, в первую очередь увидеть свои грехи, а затем и очистится от них. Аминь.

прот. Андрей Антощук

 

Добавить комментарий

Коротко о комментарии


Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви