По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
До чего же ты хорош, Псалтырь!

Мое первое знакомство с этой священной книгой возвращает меня к моему детству. Признаюсь, я страшно боялась, когда мне приходилось слышать ее тексты во время чтения у гроба умершего человека, так как в раннем детстве я очень боялась покойников. Просто, не нашлось в то время человека, который бы мне правильно растолковал значимость этой книги на доступном ребенку языке, как и, впрочем, назначение жизни и смерти человека. Одним словом, с этой книгой у меня была ассоциация со смертью. Позднее я вообще не задумывалась об этих вопросах, ведь в моей семье чаще было принято говорить о суевериях и приметах, нежели о Боге и Еванглии, или ходить в церковь на воскресные службы, так как мое детство и взросление пришлось на 70 – 80 –е годы прошлого столетия – эпоху построения коммунизма. Да и на Пасху моя мама с бабушкой не брали меня с собой в храм. Только, когда в зрелом возрасте я сознательно пришла в церковь, то познакомилась с этой необыкновенной книгой. Познакомилась и сразу полюбила ее песни – молитвы. До чего же ты хорош, Псалтырь!

Несомненно, на церковно – славянском языке псалмы звучат более проникновенно и поэтично, затрагивая все открытые и затаенные участки души, чем, скажем, на русском языке. Хотя почитателей Псалтыри на русском языке предостаточно, особенно среди представителей других христианских конфессий. Мне же, как и подавляющему большинству православных христиан, дорог церковно – славянский язык, созданный святыми Кириллом и Мефодием, а также их учениками.

Нет смысла говорить об образности и ассоциативности языка песней этой книги, - они непревзойденны и уникальны, и отчетливо отображают время эпохи их написания. И всех их объединяет то, что они все - Христоцентричны, все обращены к Богу. Условно разделяют все псалмы на четыре вида:

1) Личные сетования. В общих чертах они соответствуют молитвам о помощи в беде и несчастье, избавлении и исцелении. К примеру, взять третий псалом: «Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя, мнози глаголют души моей; несть спасения ему в Бозе его…» В таких псалмах псалмопевец изливает Богу душу свою и сердце, находясь в бедственном положении. И в тоже время Давид исповедует свою веру в Бога, провозглашая о своем полном уповании на Господа и на Его помощь: «Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся; Господь защититель живота моего, от кого устрашуся…» (Пс.26).

2) Народные сетования. Темой этих псалмов является какое – то испытание, попущенное народу и его потребность в Боге. Народ приближается к Богу, переживая трудности и скорби:» На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…» (Пс.136). «Посла Моисея раба своего, Аарона, егоже избра себе. Положи в них словеса знамений своих, и чудес своих в земли Хамове…» (Пс.104).

3) Псалмы личного благодарения. В них псалмопевец сообщает об избавлении и обещает всегда хвалить Бога: «Благословлю Господа на всякое время. Выну хвала Его во устех моих..» (Пс.33). «Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.» (Пс.145).

4) Гимны (псалмы хвалы). Назначение гимнов есть вознесение хвалы Богу. Давид призывает других хвалить и благодарить Бога и указывает причину:» Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословено от ныне и до века…» (Пс.112). «Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных.» (Пс.149).

 

Примечательными также являются «песни восхождения» (Псалмы: 120 – 133). Их еще называют «псалмами паломников». Каждый псалом возвышает идущего к Богу, как бы переводит его каждый раз на ступеньку выше на гору Сион. Существует предание, что эти псалмы исполнялись восходившими для поклонения Богу к Иерусалиму в три ежегодных праздника евреев: "Иерусалим зиждемий яко град, емуже причастие его вкупе. Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню"(Пс.121: 3 - 4).Выделяются в Псалтыри и псалмы мессианские, пророчествующие о приближении Мессии – Спасителя. Так, например, 21 псалом еще до прихода на грешную землю Господа Иисуса Христа пророчествует о Его крестной смерти: «Обыдошамя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя: Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищай и рыкай (о восстании книжников и фарисеев на Иисуса Христа)…Исчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презрешамя. Разделиша ризы моя о себе, и о одежде моей меташа жребий» (как и в Еванглие от Луки в главе 23, стих 34 о том, как делили одежду распятого Иисуса).

 

Не обойдем вниманием и царские псалмы, в центре которых находится фигура царя – помазанника. Во втором псалме говорится о возведении царя на трон: «Аз же поставлен есмь царь от него над Сионом, горою святою его… (Пс.2:6). О заключении Богом завета с Давидом рассказывается в 88 псалме: «Завещах завет избранным моим, кляхся Давиду рабу моему: До века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой…» (Пс.88:4-5). А 71 псалом предвещает славное царствование царя Соломона: «Боже, суд твой царе видаждь, и правду твою сыну цареву…» (пс.71:1), хотя смысл псалма лежит глубже и пророчествует об Иисусе Христе, Владыке, рожденным Всецарем Богом.

 

Не секрет, что все церковные Богослужения в православной церкви построены на пении и чтении святых псалмов, которые писались Давидом по внушению Святого Духа. Наверное, не найдется такой христианин, который бы не знал на память 26, 50 и 90 псалмы, значимость которых в духовной жизни христианина велика; и не любил бы шестопсалмие, которое читается в церкви на Утренней службе и имеет глубокий духовный смысл (Псалмы: 3, 37, 62 и 87, 102, 142). Церковный Устав повелевает читать и слушать шестопсалмие «со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо и моляще о гресех наших» (см. Служебник). По своему содержанию все шесть псалмов исполнены покаяния и утешения, и очень трогательно изображают душевные скорби кающегося грешника и упование его на Господа:  Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой… (Пс.3), и: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене… Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене: Вонми в помощь мою, Господи спасения моего» (Пс.37).

 

Лично мне очень помогает чтение шестопсалмия дома в годины и минуты скорби, печали и одиночества, когда понимаю, что нужно пройти попущенное мне Богом испытание, и когда очень нужна поддержка Господа. Также существует молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского. Преподобный делится своим бесценным духовным опытом и советует во время скорби читать псалмы в таком порядке: 3, 53, 58, 142 и 101; а во время искушений: 36, 26, 90 и 39. И обязательно за скорби благодарить Бога. Можно также читать Псалтырь как требник по преподобному Арсению Каппадокийскому, изложенному афонским старцем Паисием. Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании «О Герон Паисиос» иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год. А мы, христиане славянских народов, можем найти эту информацию в полном православном молитвослове на всякую потребу на страницах 680 – 688.

 

Важность чтения Псалтыри по кафизмам не станет отрицать ни один православный христианин, когда все (150 + 1) псалмы поделены на 20 кафизм. А кафизма поделена, в свою очередь, на три «Славы», на которых читается молитва – прошение к Богу о здравии живых и упокоении душ усопших людей. В монастыре на службах за недельный круг прочитываются все кафизмы. Я очень люблю читать псалмы по кафизмам и взяла за правило прочитывать по кафизме в день, как и многие православные христиане. Среди двадцати кафизм уделяется особое внимание семнадцатой кафизме, которую читают об усопших в дни особого их поминовения, а именно: в день смерти, третий, девятый и сороковой день, и на годовщину после смерти. Рекомендуется читать эту кафизму близким родственникам и благочестивым христианам. Святые отцы церкви учат, что те люди, которые непрерывно читают Псалтырь, получают откровения и помощь от Господа. У них открываются очи духовные и знание о сокровенном входит в их сердце. Спрашивается, откуда же берется мудрость в человеке? И ответ однозначен:» От Господа, сотворшего Небо и Землю…» (Пс.120:2): «Одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком: дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающем Его» (Пс.146: 8-9). Ибо от Бога произошло все, кроме греха.

 

В минуты особого посещения Господа, когда ощущаю Его близость, то рука тянется к 41 псалму, который начинается такими словами:» Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к тебе, Боже» И заканчивается не менее трогательно и поэтично: «Вскую прискорбна еси, душе моя; и вскую смущаешимя; уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой». Когда считаю, что меня напрасно кто – то обижает и невидимые злые силы восстают, читаю псалом 34 и прошу помощи у Господа:» Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя.  Приими оружие и щит, и восстани в помощь мою…». Очень мне близок 70 псалом, который по словам святого Афанасия написан на пользу всем, кто повинуется закону Божию, и на обличение и исправление всем преступающим: « На тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век. Правдою Твоею избави мя, и изми мя: приклони ко мне ухо Твое, и спаси мя… Яко ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея…». А когда мое сердце наполняется чувством благодарности ко Всеблагому Богу, то читаю 20 кафизму (псалмы: 143 – 150), которая заканчивается непревзойденным благодарением 150 - го псалма:

 

«Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его.

Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величиствия Его.

Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.

Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.

Хвалите Его в кимвалехдоброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания.

Всякое дыхание да хвалит Господа».

 

До чего же ты хорош, Псалтырь! На любой случай жизни и на любое и настроение мы находим в его песнях надежду и утешение. Дорогие братья и сестры, читайте, слушайте, исследуйте и изучайте Псалтырь!

 

Подготовила Наталья Миненкова.

 

Добавить комментарий

Коротко о комментарии


Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви