По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
Почему мы плачем?

Когда мы подходим к серьезному этапу своей жизни и подводим итоги, то невольно осознанно или неосознанно задаем себе вопросы, начинающиеся с вопросительного слова «почему?».

Мне невольно вспомнился эпизод из моей юной жизни, когда мне было лет 12 - 13, то однажды я застала плачущим своего отца. Ему тогда было лет 50.  Отчего текли слезы по лицу зрелого мужчины? Теперь спустя много лет, когда я сама пребываю приблизительно в таком возрасте, я тоже стала чаще проливать слезы, и стала осознавать, почему мой отец тогда плакал, да и почему, вообще, взрослые люди плачут?

Чаще всего мы плачем от нереализованных желаний и устремлений, тем самым жалеем себя. Видимо, не все наши желания и устремления были полезны и достойны. Не были угодны Богу, но нам очень этого хотелось. В духовной жизни  этот грех называется саможалением и своеволием. То есть, потаканием своим желаниям:я хочу что–то или кого-то получить, не смотря на «нельзя». Вот хочу и все тут. Божью волю мы в таких случаях игнорируем, а чаще всего и не задумываемся о ней. Иногда мы не видим непосредственное участие Божие в жизни каждого из нас. Сказывается, отсутствие духовного образования и знаний, не говоря уж об духовном опыте. Конечно, воспитание в семье здесь играет главную роль. А кто нынче воспитатели? Часто, сами заблудшие в жизни папы и мамы, живущие без веры и церкви. Но это уже другой и очень важный вопрос, на рассмотрение которого нужна отдельная статья.

А еще мы плачем о непоправимых ошибках, о дурных поступках, грехах, которые бы могли не делать в своей жизни. Но прошлого уже не вернуть, и хорошо тем Божьим людям, которые знают о СИЛЕ ПОКАЯНИЯ. Да, нам остается одно:каяться в своих грехах и смиряться с тем, что нажили. И нажили мы многое: болезни хронические и часто неизлечимые; утерянное ЧУВСТВО любви к ближнему, искреннее, без претензий, без выгоды и лицемерия. Мы нажили любовь к СЕБЕ с претензиями к другим; зависть – наш фальшивый плач о достатке, раскрывшихся талантах и преуспеянии других, о несправедливом распределении земных благ по отношению к себе. Мы нажили очерствелое сердце, непробиваемое горем и проблемами ближнего (а кто он, ближний?), занятое суетой текущих дней и удовлетворением потребностей своего временного на Земле бытия. Мы нажили горечь в душе (не только в печени и желчном пузыре), беспрестанно жалея себя и не прощая обид, начиная с юных лет. Мы нажили осатанелую гордость, высокомерие, жестокость и эгоизм…  Почему?

Почему в мире очень много зла? И почему люди уже привыкли к нему настолько, что считают главными качествами для выживания - напористость или активность, переходящую в беспрецедентную наглость (очень часто эти грани понятий стираются); амбициозность (позиционирование показухи с примесью тщеславия и презрения к неудачникам), переходящую в полное отрицание духовного начала, и сострадания к людям и заботе об окружающей нас же среде;лень и праздность, причины которых сокрыты в стремлении к комфорту и зарабатывании денег любыми способами, часто за счет усилий и времени других людей. Да и мало ли еще чего такого мы нажили! И вопросов «Почему?» наберется множество, а ответы на них вряд ли утешат простого обывателя. Но если мы поменяем вопрос с «Почему я плачу?» на «Зачем мне эти скорби посылаются?», то ответы будут более утешительными. Утешительными для духовно образованных людей, или хотя бы имеющих представление о духовности и ВЕРЕ.

Вопрос ВЕРЫ всегда был и остается актуальным как для отдельного человека, так и для целого народа, каждой эпохи и поколения. «Не бойся, только веруй», - говорит Иисус Христос (Мк.5:36). Эти слова Господа настолько объемны, что вмещают в себя и рассматриваемый нами вопрос. «Только веруй». А кому же веровать? – спросит недоумевающий обыватель, не имеющий знаний о Священном Писании, Боге и вере, и, возможно, имея в ввиду в первую очередь веру в человека (не важно, президент ли это или лидер политической партии). «В Бога веруй!», - ответит православный христианин. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения», - еще в древние времена, до пришествия на нашу грешную Землю Господа Иисуса Христа, пророчествовал  псалмопевец Давид (Пс.145:3). А ведь сколько еще миллионов людей, живущих в наше время, не читали Библию и, в частности, Псалтырь, хотя слышали об этих священных книгах, но не имеют правильного понятия о вере.

Так вот, дорогой обыватель, когда ты обретешь веру в своем сердце во Всеблагого Бога. Когда покаянием и плачем очистишь душу, сердце, мысли и чувства, тогда ты осознаешь и примешь с благодарностью к Богу все те скорби, болезни, потери, испытания, а также неисполнения твоих желаний и устремлений, все, что тебе Богом посылалось во спасение души на протяжении всей твоей жизни. Тогда плач твой и проливаемые тобою слезы в час покаяния сами укажут тебе ответ на вопрос: «Зачем мне это и почему именно мне это посылалось?».  Только ты никому, кроме Бога, об этом не рассказывай, - не каждый человек из твоего окружения захочет и сможет понять тебя. Ты лучше найди время и зайди в храм помолиться и попросить у Господа прощения и помощи. А плакать не стыдно, ни взрослому мужчине,ни в рассвете своих лет женщине. Потому что, осознанно или не осознанно, ты понимаешь необходимость и душеспасительность слез. Ты понимаешь, что они проливаются не зря. Тебе во благо и во спасение твоей души! И эти слезы радостны, ибо они угодны Господу. Тогда ты поймешь сущность и ценность ПОКАЯННЫХ слез. Ведь Сам Господь Иисус Христос в Евангелии об этом говорит так: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь« (Лк: 6, 21).

Подготовила Наталья Миненкова

 

Добавить комментарий

Коротко о комментарии


Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви