По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
Притча о мытаре и фарисее
Сегодняшнее евангельское зачало, притча о мытаре и фарисее, состоит из 5 стихов или предложений, но сколько ими Спаситель нам сказал! Какой смысл заложен в них для нашего спасения?
Накануне Великого поста нам предложена эта притча. Без постижения ее глубочайшего смысла предстоящий нам труд поста, молитвы и воздержания окажется не только тщетным, но и вредным для наших душ.
В образе мытаря и фарисея в притче показано два бесконечно далеких друг от друга душевных мира. Один из персонажей представляет себя праведником, другой – всеми презираемый грешник.
Фарисей и мытарь, молившиеся в церкви, верующие в Бога, являются изображением всего молящегося человечества. Но молятся эти двое (или разговаривают с Богом) каждый по-своему. Разные молитвы вознесли и разный суд изрекает Господь каждому.
Еще одну параллель следует провести - «два человека вошли в церковь помолиться», не напоминает ли нам это о том, что в начале мира два брата приносили жертву Богу: один – от плодов земли, а другой – от первородных в стаде? Через царя Давида (псалом 49) Бог говорит: «Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби». Жертвоприношение и молитва подобны друг другу. И то, и другое – жертва, но хвала и молитва – это жертва уст и сердца и она дороже всесожжений. Поэтому мытаря и фарисея с одной стороны, а Каина и Авеля с другой, можно сравнивать.
Все они были верующие в Бога люди. Не значит ли это, что должен быть между ними мир и согласие? Отчего первое в мире кровопролитие совершилось - из-за конфликта между верующими людьми, и к тому же – братьями? Оказывается, что мир болен глубже и сильнее, чем нам кажется, и вера, которая должна примирять и соединять, для испорченного человека может превратиться в причину соперничества, зависти, желания возвыситься над ближним. Вера такая называется лицемерием, порождением гордости.
Из уст фарисея принесено в жертву Богу не сердце сокрушенно и смиренно, а слова лицемерия: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Этой «молитвой» фарисей не вознес хвалу Богу, а самому себе. Он осудил других, но не себя. Восхитил и присвоил себе Господне право судить людей.
Словами этой молитвы фарисей духовно убил своего ближнего (стоящего рядом в храме мытаря). Из-за такой мнимой праведности совершено не только братоубийство но и величайшее в мире преступление – осуждение Сына Божия на распятие.
А теперь спросим себя - а кто мы? Есть ли в нас что то подобное? И уже без лицемерия и самооправдания, голосом совести скажем правду. Весь мир для нас условно поделен на категории людей, из которых мы некоторых за людей не считаем, некоторым уделяем достоинство человека, но руки им не протягиваем, и так далее. Язва эта глубока и всеобща, и только Христос, как единственный Врач человеческого сердца, может нас от этой болезни избавить.
Каждый из нас приходя на исповедь не был ли фарисеем? Говоря Богу: «Я не украл, не убил, чего же еще?». Но не криминальным кодексом или человеческими законами измеряется правда Божия.
Разве не обкрадываем, не убиваем мы души ближних раздражением и гневом, осуждением и клеветой?
Разве не обворовываем, не губим мы собственные души, услаждаясь ядом порока, тщеславия и гордыни?
Не уподобились ли мы крашеным гробам с мерзостным содержанием, нет ли в нас той фарисейской закваски - склонности к грязной «мечтательности» при показном благочестии.
Ответ один – все это есть в наше жизни. Этим мы богаты.
Каждый человек – ложь перед Пречистым Богом, каждый нуждается в покаянии и прощении.
Любимейший ученик Спасителя говорит нам: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас».
Порой мы пытаемся извинить свое беззаконие таким заявлением: «Я не хуже других – все вокруг так делают». Что ж, в аду достаточно места для всех духовных самоубийц.
Именно грехи общие (пороки времени и общества) которые являются губительнейшими из соблазнов, которые все вокруг творят, они то и переполняют чашу гнева Господня. Ведь и потоп, и кара Содома и Гоморры, и крушения могучих государств все это было послано человечеству за соучастие в грехах времени.
Но что же другой персонаж – мытарь? Он то в этой притче нам представлен не только для осуждения фарисеем. Примером его молитвы Господь показывает нам правильный путь. Путь покаяния. Ибо гордому противится Бог, а смиренному содействует.
Как бы мы низко ни падали, какие бы страшные дела ни совершали, в каких бы мерзостях ни погрязли, кающимся нам Господь дарует свою руку спасения через покаяние.
Что нужно нам для истинного покаяния?
Смирять себя во всем и отвернутся от призрачных благ и обещаний мира сего. Мира кривых зеркал, поддельных ценностей, в котором обманщики преуспевают во зле, черное называют белым, злое - добрым, безобразное – прекрасным, гнусное – великим. Мир в котором клевещут на высшие чувства, именуют любовью нечистоту. Людей учат, приучают гордиться пороками и скрывать добрые движения души. Нажива и комфорт, чревоугодие и блуд, жестокость и тщеславие – вот грехи нашего времени, идолища века сего. Вселенская злоба стремится превратить нас в нравственных калек, сынов погибели, обреченных адскому пламени.
«Когда не осталось в содомлянах искры покаяния, по суду Божию они стали добычей огня», - говорит преподобный Макарий Великий.
Человек мира сего утратил страх Божий. А страх Божий начало премудрости!
Ужас духовной слепоты, ужас упрямой нераскаянности да не постигнет нас среди беззаконий наших.
Мы должны увидеть в грехе своего врага, испытать к нему омерзение и ужаснуться ему. Только тогда сподобимся благодатного дара - зрения грехов наших, открывающего нам путь покаяния.
Покаяния начнем из суда над собой. Через покаяние Господом даруется и спасение.
Сегодня вся Церковь усугубляет свои молитвы о чадах своих, просит у Господа «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...»
Не будем и мы медлить, или оставлять дело спасения и покаяния на потом.
Сподобимся же утреневать ко храму святому, дабы Жизнодавец Господь, по неизреченной любви Своей, всегда держал для нас открытыми двери покаяния.
Положим благое начало молитвы – молитвы искренней, покаянной: «Боже! Буди милостив мне грешному.» Аминь.
 

Добавить комментарий

Коротко о комментарии


Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви