По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
Неделя 25-ая по Пятидесятнице - о милосердном самарянине

«Блаженни милостивии яко тии помиловани будут»

Господь, Спаситель мира, «хотяй всем спастися и в разум истины приити» - на протяжении всего года через евангельские чтения предстаёт нам в различных образах. Из евангельских историй и притч мы узнаём Господа и в образе отца блудного сына, и в образе сеятеля, господина виноградника, доброго пастыря.

В сегодняшнем евангельском чтении Господь предстаёт нам в образе милосердного самаринитянина, склонившимся над израненным человечеством.

На вопрос законника – «кто мой ближний» Господь ответил ему притчей.

Человек некий иудей шёл из Иерусалима в Иерихон, по дорге был ограблен и избит разбойниками. Весь израненный, в крови, в разодранной одежде, он был брошен при дороге - умирать. В это время по дороге поочерёдно шли священник и левит, которые кажется, в первую очередь должны были оказать помощ своему соплеменнику. Но прошли мимо. И лишь третий человек, самарянин по происхождению, оказал милость  несчастному.

Попробуем растолковать и уяснить, что разумеется под каждым из персонажей.

Израненный иудей – это символ человечества изгнанного из рая. Разбойники – это суть бесы, терзающие и ранящие человечество. Иерусалим – священный город. В переводе «мир Божий» - символ рая. В свою очередь Иерихон – со времён Иисуса навина – заклятый город, символ смерти и ада. Священник и левит шли не в, а из Иерусалима, поэтому они не могли оправдаться по закону моисея не прикасаться к скверне, мертвечине, чтобы не осквернится перед совершением службы Богу. Они олицетворяют собой Ветхий Завет, который уже сам по себе не может помочь израненному грехом человечеству. Между иудеями и самарянами была многовековая вражда, из-за разногласий в вероучении. Поскольку самаряне, хотя и поклонялись истинному Богу, но сохраняли в своей среде язычесские пережитки, свидетельство ассирийской ассимиляции. В противовес иудеям самаряне построили отдельный храм на горе Гаризим.

Самарянину естесственно было бы подумать в этот момент: «Вот, враг мой повержен, избит, поделом ему» - и пройти мимо. Но он проявляет к нему милосердие, которое объясняется следующим образом. В образе милосердного самарянина нам предстоит сам Господь, который склоняется над израненным грехом человечеством. Омывает и врачует раны елеем и вином. Это суть таинства церковные – соборование и причастие. В которых врачуются немощи телесные и душевные. Самарянин поднимает израненного и садит на своего осла. Господь воздвигает в нас «падшего естесства образ», берёт на себя грехи всего человечества, совершает искупление страданиями и крестной смертью. Самарянин передаёт несчастного на поручительство гостин -нику – Господь вручает человечество церкви Божией и церковной иерархии. Даёт гостиннику две монеты и обещает вернуться и если истратится более, восполнит ему. Господь оставляет нам ветхий и новый завет и обещает, что на страшном суде воздаст каждому по делам его.

Боже милостив буди нам грешным. Не остави нас погибнути во грехах наших. Воздвигни нас крепкою рукою своею. Научи прощать, молиться, веровать и зреть тебя Господи в образе – прощающего отца, доброго сеятеля, хозяина винограда, доброго пастыря и милосердного самарянина. Аминь.

 

Иерей Андрей Левченко
 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви