По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
Неделя 25-ая по Пятидесятнице

В сегодняшнем Евангелии мы слышали удивительную притчу о том, кто наш ближний.

Во время одной из проповедей Христа, к нему подошел законник с лукавым вопросом: «Что мне делать, что бы наследовать жизнь вечную?» Господь зная его намерение заставляет законника самого ответить на поставленный им вопрос. Он ему говорит : „В законе что написано, как читаєш”. И законник ответил словами содержащимися в книге Второзакония и Левит о любви к Богу и ближнему. На что Христос сказал ему, что он ответил правильно и посоветовал поступать по этим словам. Но у законников в то время вопрос о том кто ближний решался двояко: одни считали ближними всех евреев, исключая неевреев, другие же ближними считали только таких же праведников, какими считали себя, остальными же гнушались и даже презирали их. Именно разность этих мнений и побудила  законника задать вопрос Спасителю: Кто мой ближний? И через рассказанную притчу Христос открыл новое учение, то учение которое он высказал ученикам перед совершением Тайной Вечери, говоря: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34). В притче Христос рассказал о том, как одного человека побили разбойники. Он остался чуть жив, и проходили мимо священник и левит, его соплеменники и даже более, люди хорошо знающие Священное Писание, знающие Закон, но они прошли мимо и ничем не помогли. Проходивший же мимо самарянин, а самаряне были презираемы иудеями, и вот этот человек, зная, что он ненавидим для этих людей, все же сжалился над несчастным, не пожалел своего времени, денег и помог ему. И именно этот самарянин поступил с избитым человеком как ближний и именно также учит поступать нас Христос. Учит нас любви всесторонней и полной, учит нас любви совершенной. Такую любовь показал нам Сам Спаситель своим примером, когда Он не имея никакого греха, принес себя в жертву за бесчисленные грехи всего человечества. Святой Апостол Павел воспевая такую любовь, написал целый гимн, он восклицал, что истинная любовь «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,  не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,  не радуется неправде, а сорадуется истине;  все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13, 4 – 7).

Для чего же нам кроме этой заповеди Христа нужны еще и уставы, Таинства, посты и бдения? – это всё нужно для того что бы возвести нас к этой совершенной любви. Как на дереве плоду предшествует цветок, цветку – лист и ветвь, ветвям – ствол, стволу – корень, а корню – семя, так и в духовной жизни есть органическая последовательность возрастания. Необходимо восхождения как по некоторой  духовной лестнице. Ведь истинная любовь – это духовный рай, теплое, мирное, благожелательное, радостное расположение, твердое и постоянное состояние души. В ком живо такое чувство, тот блаженствует уже здесь на земле. Потому что как говорит покровитель нашего храма преподобный Серафим Саровский, «Царство Божие в сердце человеческом вмещаться может». К сожалению часто мы заглядываем в себя, но не находим там этого  Царства, а находим страсти, а там где страсти, там нет места любви. Следовательно, что бы достигнуть истинной любви нам нужно стать на путь борьбы со страстями, к очищению своего сердца от них. Потому что Господь ищет сердце чистое, сердце, преисполненное любви к Нему. Только через борьбу со страстями приходят к истинной любви, к этой же борьбе приходят через покаяние, а к покаянию приходят от страха Божья, этот же страх рождается от истиной веры. Это нам необходимо, по тому что, по словам апостола Иоанна только «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (1Ин. 4, 16). Мы должны любить всех, и хоть это тяжело, но надо этому учится. И начинать надо с тех, кого Господь особо указал нам, а затем постепенно расширять свое сердце для любви. Первые наши ближние – это наши родные, наши родители. Уже в Ветхом Завете Господь через Моисея дал заповедь о почитании родителей. В Новом же завете, через апостола Павла Господь говорит: «кто о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).

Как  уже говорилось ранее в Церкви царствует закон постепенности, закон восхождения от меньшего к большему. В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел призывает нас: «…поступать достойно звания, в котороге мы призваны» (Еф. 4, 1) А мы призваны быть христианами, а быть христианами, значит во всем уподобляться Христу. Значит, пытаться достигнуть той высшей добродетели, той высшей жертвенности, которую показал Христос, пострадав за нас – достигать истинной любви. Будем же для этого терпеливо нести все законоположения  нашего Христа и Его святой Церкви, будем нести труды и подвиги по очищению сердца, для того чтобы достигнуть того, о чем говорит апостол Павел: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13). Аминь.

Прот. Андрей Антощук

 

 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви