По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
Преображение Господне
Преображение Господне - следующий после Пятидесятницы двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию Преображения Господа Иисуса Христа. Евангельские чтения на утрене и литургии (Мф. 17, 1-13; Лк. 9, 28-36) и песнопения службы празднику дают полное представление об этом событии Священной истории.
Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: "Вы за кого почитаете Меня?" апостол Петр ответил: "Ты - Христос, Сын Бога Живаго" (Мф. 16, 15-16). Но, когда Господь сейчас же после этого исповедания начал открывать ученикам тайну ожидающих Его в Иерусалиме многих страданий и смерти, тот же апостол Петр горячо и решительно стал возражать Христу: "Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!" (Мф. 16, 22).
      Через шесть дней после этого Господь взял с Собой на гору Фавор помолиться верховных учеников - Петра, Иакова и Иоанна, апостолов, которые, как повествуется в одной из стихир празднику, хотели быть с Ним и во время предания Его, чтобы они, видев Его Преображение, не соблазнились и не устрашились, когда наступит час Его страданий.
      Когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, и одежды Его стали белыми, как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе Моисей и Илия - два ветхозаветных мужа, давно оставившие земное поприще. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, об ожидающих Его там Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. В порыве восторга от Фаворского сияния апостол Петр воскликнул: "Господи! хорошо нам здесь быть! Если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии" (Мф. 17, 4). Не успел еще апостол договорить своих восторженных слов, как светлое облако осенило находившихся на горе, и из облака раздался Божественный глас: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его послушайте!"
      Явившиеся Господу и беседовавшие с Ним "Моисей Боговидец и Илия огнеколесни΄чник - неопальный небоше́ственник" свидетельствовали, "яко Той есть истинное Отеческаго Существа сияние, господствуяй живыми и мертвыми". Они свидетельствовали, что Он есть "Творец и Исполнитель Закона и пророков". И был к апостолам "глас свыше Оте́чь из облак, шумно предсвиде́тельствующ и глаголющ: Сей есть, Его же из чрева прежде денни΄цы родих, Сын возлюбленный Мой... Его же посла́х спасти людей, в Троицу крещаемых и исповедающих нераздельную державу Божества".
      Моисей и Илия своим явлением не только свидетельствуют о Божественности Спасителя, но и сами становятся собеседниками Его, говоря с Ним о завершении Его спасительного подвига Крестными страданиями. И потому Преображение Христа "провозвещало и славное Креста ради спасительное Воскресение" и избавление мира от греха и вечной смерти, возрождение и освящение.
      На Фаворской горе Господь Иисус Христос, преобразившись, показал апостолам и всем верным "славу Божественного Своего зра́ка" (образа), славу Божества Своего, "являя началообра́зныя добро́ты благолепие, и то не всесовершенно". Удостоверяя их в Своем Божестве и Богочеловечестве, Он вместе щадит их: "Да не како со зраком и еже жи΄ти погубят, но я΄коже можа́ху вмеща́ти, теле́сныма очи΄ма стерпя΄ще". Поэтому "Божества Своего ма́лу зарю обнажи΄" Спаситель, сокрывая "под плотию сокровенную молнию Своего Существа и Божественнаго благолепия".
      В Преображении уже ясно открывается тайна Домостроительства Божия о нашем спасении.
      В Преображении Господь явил Свое "неизреченное смотрение, и милость, и многое милосердие", спасая мир, грехом погибающий.
      В Преображении ясно показано обожение человеческой природы чрез воплощение Сына Божия. Христос Спаситель "очернившееся Адамово естество, преображься, облистати паки сотвори, претворив в Своего Божества славу же и светлость".
      Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке, как это видно из многих поучений того времени. Таковы Слова святого Ефрема Сирина и святого Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно сокрываться в предшествующих веках христианства. От VII века сохранилось Слово на Преображение Господне святого Андрея Критского. В этом слове он рассматривает Преображение не только в догматическом смысле, но и в значении торжественного праздника Церкви. Святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны на этот праздник, которыми Православная Церковь прославляет событие Преображения до настоящего времени.
      В праздник Преображения Господня совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды древний. Предписания относительно этого обычая изложены уже в 3-м Апостольском правиле. Основанием приурочения этого освящения именно к 6 августа было то, что на Востоке к этому времени поспевают злаки и виноград и их приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, мысль о чем выражается в самой молитве, читаемой над гроздием (виноградом). Где виноград не растет или не поспевает к этому времени, там освящаются яблоки. Яблоки, заменяющие виноград, освящаются молитвой на освящение начатков овощей.
      Освящение плодов в день праздника Преображения, по учению Церкви, имеет таинственно-символическое значение: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое, преображенное, благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Господа и которое осуществится в общем воскресении. Вся природа, когда в мир чрез человека вошел грех, пришла в расстройство, и она теперь вместе с человеком ожидает обновления от благословения Божия.

 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви