По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
История храма
Индекс материала
История храма 2 3 4 Все страницы
Храм прп. Серафима Саровского в Пуще-Водице

История курортной зоны Киева Пущи-Водицы насчитывает немногим более ста лет. В конце XIX в. тут, в городском лесу, был создан дачный поселок для киевлян. Желающие могли арендовать участки размером 0,25 га для строительства дач [1]. В 1903 г. дачевладельцы, которые проживали в Пуще-Водице весной, летом и осенью, а некоторые и зимой, пожелали иметь в поселке православный храм. Они обратились к городскому голове Василию Николаевичу Проценко с просьбой, чтобы тот исходатайствовал у Киевского митрополита Флавиана разрешение на строительство и помог получить у городской думы пособие для этого: «Вашему Превосходительству (В.Н. Проценко) достаточно известно, что недавно образовавшийся дачный поселок «Пуща-Водица» с каждым годом все более растет и развивается. В течение весны, лета и отчасти осени в нем проживает не мало лиц всякого возраста, зваания и состояния. Город охотно идет навстречу населению нового дачного поселка, в удовлетворении его насущных потребностей и за малый промежуток времени уже успел устроить в поселке прекрасный парк, базар, позаботился о распланировке улиц и т.д. Одначе, к сожалению, самое главное, что отсутствует в поселке, в чем является насущная нужда для православной части населения городских дач - это христианский храм или церковь. Православные, которых в настоящее время много проживает здесь и в будущем еще более увеличится, лишены в праздничные и воскресные дни церковных молитв и христианского освящения Св. Таинствами. Больно видеть, как множество проживающих на дачах малых детей, а также стариков, старух и всякой прислуги по целым месяцам остаются без благодатного утешения, даруемого богослужением Св. Церкви. Ближайшие к «Пуще-Водице» церкви - это на Куреневке Св. апостолов Петра и Павла и селе Мостищах св. апостола Андрея Первозванного, находятся на расстоянии нескольких верст от дачного поселка и не могут быть по одному этому доступны всем для молитвы. Особенно тяжело положение дачников в случае смертной опасности - возможны случаи без напутствия Св. Таинствами.

План места под постройку каменной церкви в Киевском Городском лесу 'Пуща-Водица'

Признавая крайне необходимым и неотложным делом устройство в городском дачном поселке «Пуща-Водица» храма для удовлетворения религиозных потребностей православной части населения, мы нижеподписавшиеся дачевладельцы и дачники, обращаемся к Вашему Превосходительству с покорнейшей просьбой: а) исходатайтствовать пред нашим Владыкою, Его Высокопреосвященством митрополитом Киевским и Галицким Флавианом о разрешении устроить в «Пуще-Водице» храм для совершения в нем богослужения и отправления христианских треб для православного населения поселка с образованием временного комитета для сбора пожертвований на устройство такового храма, б) по получении благословения Владыки на устройство храма и образовании временного комитета по сбору пожертвований, внести в Городскую Думу наше ходатайство пред городом об назначении пособия на устройство деревянного храма в «Пуще-Водице» деньгами, или материалом» [2].
Подписи под обращением поставили 35 человек, в том числе: А. Новикова, М. Бонкина, Ф. и Г. Глуховы, А.Б. Савина, А.А. Звонникова, Н. Ракинт, М. Шумова, А. Монахова, В.В . Юнкевич, священник м. Борщаговки Сквирского уезда Николай Доманицкий, Е. Ковшук, М. Лебедев, Г. Федорова, К.И. Кисонова, В.В. Кистяковская , Т. Лебедович, Валентина Тилкт, А. Лукашевич, М. Вист, А. Шаракина, Д. Петухова, А. Нарбут, Магдалина Кобец, протоиерей Климент Фоменко, Елизавета Захарьевская, Елизавета Родзянко, священник Арсений Дашкиев, архитектор Николаев, Николай Новиков, Евфим Калозин, Филипп Самойленко.
Городской голова обратился к митрополиту 7 июля 1903 г. и 16 июля получил его благословение на сооружение храма [3]. В письме настоятелю Киевской Борисо-Глебской церкви о. Михаилу Едлинскому, одному из инициаторов постройки, вместе с просьбой уведомить о получении разрешения митрополита жителей Пущи-Водицы, В.Н. Проценко с ообщил, что городская дума также сочувствует этому делу, и в собрании 10 - 16 июля постановила: вопрос о способе и размере пособия со стороны города на постройку упомянутого храма передать в финансовую комиссию, а выбор места для него поручить комиссии из прихожан [4].

Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан

На собрании 10 августа 1903 г. дачевладельцы Пущи-Водицы избрали Комитет по устройству церкви, состав которого утвердил митрополит Флавиан и разрешил приступить к сбору пожертвований на строительство [5]. В состав этого первого комитета вошли следующие лица: отставной инженер Генерал-Майор Николай Александрович Ракинт, купец Николай Игнатьевич Новиков, статский советник Николай Адамович Пашинский, коллежский советник Александр Овинович Лукашевич, настоятель Борисо-Глебской церкви священник Михаил Емельянович Едлинский, протоиерей Иван Иванович Мельниковский, священник Арсений Георгиевич Дашкиев, статский советник Яков Павлович Кобец, аптекарский помощник Иосиф Александрович Визенталь, купец Алексей Васильевич Кобец, крестьянин Филипп Николаевич Глухов, купец Александр Захарьевич Захарьевский, статский советник Александр Федорович Соколов, Лука Афанасьевич Пелешенко, статский советник Иван Федорович Кистяковский, купец Яков Васильевич Рихерт, архитектор Ипполит Владимирович Николаев, статский советник Михаил Васильевич Гневушев, дворянин Сергей Александрович Романович-Славатинский, купец Иван Николаевич Монахов, контролер Иван Павлович Байков, священник Иван Иванович Троицкий, Дмитрий Герасимович Василевич.
Избранные члены Комитета из своей среды выбрали председателем отставного генерал-майора -инженера Николая Александровича Ракинта, товарищем председателя - статского советника Николая Адамовича Пашинского, казначеем купца Николая Игнатьевича Новикова, секретарем статского советника Якова Павловича Кобца [6].

Яков Павлович Кобец

В июле того же 1903 г. В.Н. Проценко снова обратился к митрополиту с просьбой разрешить устроить временную часовню для совершения всенощных и обедниц в Пуще-Водице при даче протоиерея Иоанна Мельниковского. В предполагаемой часовне совершать церковные службы охотно согласились протоиереи Фоменко и Мельниковский и священники Богородицкий, Дашкиев, Едлинский, Троицкий и другие [7].
Дача о. Иоанна Мельниковского находилась на 12 линии. На участке были построены большой двухэтажный и небольшой одноэтажный деревянный дома. В этом последнем было две комнаты (размером 4 на 6 аршин и 5 на 5 аршин, высотой 4 аршина), кухня и лавочка. Комнаты, в которых могло вместиться до 40 человек, о. Иоанн и отдавал для устройства часовни. Разрешение на ее открытие было получено, и часовня вместе с приходом дачного поселка поступила в заведывание ближайшего причта Киево-Приорской церкви и благочинного Киево-Подолських церквей [8].
В октябре 1903 г. члены строительного комитета выбрали место расположения будущего храма, о чем и сообщили городскому голове: «Члены Строительного Комитета, осматривая место для построения храма, остановили внимание на свободных от аренды дачных участках на углу Лермонтовской улицы и 7-й линии, под №№ 282, 284 и 441,443. Эти участки, в размере, в общем, одной десятины (1 га), представляют то удобство, что они находятся в центре дачного поселка, лежат на линии трамвая, на видном месте, имеют ровную поверхность и будущая на нем церковь будет лучше охраняема, как находящаяся вблизи населенных дач, даже в зимнее время. Пространство в одну десятину необходимо в виду расположения на нем церкви, предполагаемой с верандами, площадью около 100 кв. саж. (1 га), сторожки, площадки и сада вокруг церкви, а, впоследствии, может быть и дома для церковного причта. В силу этого Комитет уполномочил меня просить Ваше Превосходительство внести его просьбу об отводе вышеозначенных участков под постройку православного храма в Пуще-Водице на разрешение Киевской Городской Думы, с тем чтобы было предоставлено право Строительному Комитету, при расчистке места под постройку, вырубить известное количество деревьев, не стесняясь установленной нормой в 1/6, а вырубленный лес употребить на постройку церкви, сторожки и ограды, в добавление к тому количеству леса, какое еще понадобится на эти постройки, по подробному исчислению и об отпуске которого Строительный Комитет войдет с особым ходатайством...


Некоторые из зажиточных дачевладельцев, пожертвовавшие более или менее значительные суммы на сооружение будущего храма, заявили, что они охотно пожертвуют еще более, если храм будет построен в указанном месте.
Я надеюсь, что Вы не откажете лично посодействовать, в качестве Председателя Думы, разрешению этого в высшей степени важного для обитателей «Пущи-Водицы» . вопроса в удовлетворительном смысле.
Председатель Комитета Николай Ракинт» [9].
Присутствие городской управы наиболее удобным местом для постройки церкви считало рыночную площадь напротив 7-й линии, но все же городская дума на собрании 30 и 31 октября 1903 г. определила «под постройку здания Православной церкви в дачном поселке «Пуща-Водица» отвести безвозмездно, доколе будет существовать это здание, 1200 квадратных саженей земли из свободных участков, указанных Строительным Комитетом по сооружению означенной церкви, с тем чтобы на отведенной земле никакие другие постройки не были производимы» [10]. Таким образом, в 1903 г. под строительство храма было отведено 0,5 га земли - два участка № 282 и 284 [11], на которых остановил свой выбор комитет и где впоследствии и была построена церковь.
В апреле 1904 г. после выезда из Киева председателя строительного комитета Н.А. Ракинта на эту должность избрали киевского купца Александра Юрьевича Захарьевского [12]. Благодаря его энергичной деятельности и личным пожертвованиям в том же месяце началось строительство временной деревянной часовни для богослужений в угловой части отведенного участка (№ 282) на пересечении улиц Лермонтовской (ныне ул. Н. Юнкерова) и 7-й линии [13]. Меньше чем за месяц уже была построена часовня и сторожка при ней, причем последняя наскоро и кое-как сколоченная из легких и плохих досок, так что случайно зашедшие туда коровы съели хлеб и селедку сторожа и разрушили саму сторожку [14]. Часовню освятили 13 мая и отдали в заведывание причта Киево-Приорской церкви [15]. Митрополит Флавиан лично посетил эту часовню и дал согласие на просьбу жителей поселка открыть там молитвенный дом с престолом во имя преподобного Серафима Саровского. Престол был освящен 25 июня 1905 г. благочинным церквей 3-го округа г. Киева протоиереем Димитрием Дмитревым, протоиереем Иоанном Мельниковским и священником Михаилом Едлинским [16].

К сожалению, богослужение совершалось в часовне нерегулярно, изредка, так как при ней не было самостоятельного причта и храм этот был приписан вначале к Киево-Приорской церкви, а затем к церкви с. Мостище. Священники как того, так и другого храма не всегда имели возможность оставлять свои приходы для совершения богослужения в Пуще-Водице, и жители поселка часто в большие праздники не могли молиться в храме. Староста церкви Яков Павлович Кобец пригласил из Киева священника для совершения богослужений во все праздничные и воскресные дни [17]. (С 15 октября 1906 г. приходским священником был о. Константин Стешенко, хотя официальным настоятелем храма был священник с. Мостище о. Феофилакт Мирович; псаломщиком - Александр Базилевич) [18].
Вскоре после освящения часовни (21 июля 1905 г.) председатель строительного комитета А.Ю. Захарьевский обратился в Киевскую городскую думу с просьбой об отводе для храма еще двух участков - №№ 441 и 443, соседних с ранее отведенными и выходящими на Пушкинскую улицу (ныне - ул. Гамарника). Мотивировал он просьбу следующим образом: «Построить на этом пространстве (0,5 га) вместительную церковь с колокольнею возможным не представляется, так как она с одной стороны будет соприкасаться с улицею, а с другой стороны - будет упираться в забор соседней усадьбы. Не говоря о том, что при церкви не будет погоста и следовательно нельзя будет во время больших праздников совершать обхождение вокруг церкви, - уличный шум, грохот от движения трамвая и звуки кондукторских рожков будут нарушать церковное благоговение. Воздвигая храм, Комитет должен построить и помещение для причта, следовательно каких бы минимальных размеров это помещение не было, все же оно значительно стеснит церковь и в значительной мере повредит красоте церковного строения.
Мало того, Комитет, стараясь удовлетворить религиозным потребностям обывателей поселка, в то же время озабочен развитием грамотности и просвещения среди той части населения, которая вынуждена по разным обстоятельствам жить там круглый год, а потому и решил устроить при церкви школу. Вопрос об устройстве школы в дачном поселке «Пуща-Водица» назрел уже давно, поселок же с каждым годом заселяется все более и более. По сведению из местного полицейского правления оказывается, что в прошлом году оставалось на зиму более пятисот человек. Оставлять детей обывателей без света просвещения было бы грешно, тем более, что и дети обывателей соседнего селения Горенки могли бы получать здесь свое образование. Кстати сказать, помещение этой школы могло бы быть отведено под сенаторию (так в оригинале) для тех городских учащихся, которым почему-либо не представляется возможности попадать в Малютинку» [19].

ТЩЕСЛАВИЕ И ПРОЖЕКТОРСТВО ЕДВА НЕ СОРВАЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО ЦЕРКВИ

 

Таким образом, еще до начала строительства храма комитет планировал построить дом для причта и церковную школу. На собрании думы 10 - 17 ноября 1905 г. постановили: «для нужд церкви в дачном поселке «Пуща-Водица», доколе таковые будут существовать, отвести безвозмездно, в дополнение отведенной уже земли, еще два дачных участка под №№ 441 и 443, в количестве одной тысячи двухсот квадратных сажень земли, без права устройства и открытия торговых заведении» [20].

Архитектор Э. Брадтман

К сожалению, благое дело строительства храма несколько задержал личный конфликт двух самых активных его радетелей - уже названных главы строительного комитета А.Ю. Захарьевского и первого старосты церкви Я.П. Кобца. Первый из них, купец и гласный (депутат) городской думы, был главным «спонсором» постройки. Именно на его средства была выстроена временная часовня и установлен в ней иконостас, по его ходатайству городская дума отвела для церкви землю, он заказал городскому архитектору Э.П. Брадтману проект будущего храма; исходатайствовал у думы субсидию на строительство в размере 5 тыс. руб.; в начале 1907 г. он приобрел, в основном на свои средства, 260 тыс. кирпича и щебень для строительства [21]. Но что касается его отношений с другими членами строительного комитета, он не сумел выступить в роли хорошего организатора: комитет был многочисленным (23 человека), и Захарьевский собрал всего три заседания в 1905 г. После того на протяжении двух лет не было ни одного заседания. По мнению некоторых членов комитета, Захарьевский их игнорировал, действовал единолично, пренебрежительно и свысока относился к членам комитета, проявлял нетерпимость к мнениям других, не ставил в известность о состоянии финансовой стороны дела, о ходе предварительных работ по строительству и т.д. [22] Объяснял он это тем, что пожертвования на строительство были весьма скудными, начинать строительство храма было не за что, следовало ожидать получения обещанной городом субсидии, и поэтому собрания комитета выливались бы лишь в бесплодные разговоры [23].

2003 храм после реставрации

Освящение креста и поднятие главного купола храма. 2003 г.

Во время реставрации часовни.

 

Часовня-усыпальница после реставрации 2007 г.

 

Воскресная школа на фундаменте церковного дома, процесс восстановления.

Чиновник Министерства народного просвещения Я.П. Кобец, со своей стороны, сделал немало для устройства приходской жизни. Летом он организовывал стройное церковное пение, проводил все службы на клиросе, несколько раз приглашал из Киева хороший хор, побуждал прихожан к пожертвованиям, на свои средства построил и покрасил в часовне деревянный пол вместо кирпичного, холодного в зимнее время. Зимой же он, живя за 20 верст от храма, был занят решением своих служебных дел [24].


В.Николаев. Неосуществленный проект каменного храма в Пуще-Водице (1907г.)

Непосредственным поводом к конфликту послужило то, что временная часовня, построенная в основном на средства Захарьевского, была освящена в его отсутствие, что его очень обидело. (Отсутствовал он потому, что, получив имение в Могилевской губернии, проводил больше времени там, чем в Киеве). Старостой церкви, после того как Захарьевский отказался принять на себя эту обязанность, также был избран Кобец [25]. Он поставил вопрос о постройке помещения для священника и псаломщика, которым было неудобно приезжать на каждое богослужение из Киева. На одном из собраний комитета в 1905 г. решили устроить маленькое помещение для причта, на что согласился Захарьевский. Но когда начали строительство церковного дома, он заявил, что денег на это не выделит. Работы начались, а платить рабочим было нечем. Казначей комитета Н.И. Новиков выдал на это бывшие у него 450 руб., а оставшуюся сумму, более 600 руб., пришлось платить Кобцу из личных средств [26]. Это помещение, состоявшее из четырех комнат и большой веранды для приходских собраний, было построено, и именно в нем в июне - июле 1907 г. состоялись собрания прихожан, на последнем из которых - 29 июля - большинство членов первого строительного комитета подали в отставку, а Захарьевский был смещен со своей должности председателя. Правда, в виду его крупных пожертвований, ему выразили благодарность за труды и избрали почетным членом комитета [27]. Второй строительный комитет, избранный на этом же заседании, был менее многочисленным по своему составу: 9 человек - семь выборных, настоятель храма и староста [28]. Председателем комитета был избран инженер-технолог Александр Иванович Тихонов, его заместителем статский советник Николай Адамович Пашинский, членами комитета Лука Афанасьевич Пелешенко, киевский купец; Николай Николаевич Жук - доктор медицины; Иван Андреевич Митин - киевский купец; Алексей Александрович Волк - киевский домовладелец; Николай Игнатьевич Новиков - киевский купец; настоятель церкви о. Феофилакт Мирович; староста церкви статский советник Яков Павлович Кобец [29].
По жалобе Захарьевского митрополиту Флавиану Киевская Духовная Консистория провела целое расследование, собирая письменные свидетельства причастных к делу лиц. В результате 20 ноября 1907 г. решили следующее: «Из представленных по делу сведений видно, что г. Захарьевский в звании председателя названного Комитета утвержден Его Высокопреосвященством 14 апреля 1904 года; причиной удаления г. Захарьевского от должности председателя строительного комитета и замещения таковой другим лицом послужило то обстоятельство, что г. Захарьевский затянул дело о постройке церкви, тогда как прихожане названного поселка желали бы как можно скорее приступить к постройке церкви. Самое удаление г. Захарьевского состоялось 29 июля сего 1907 г. на собрании дачевладельцев по делу о постройке церкви и именно после того, как заявляет причастный к делу г. Кистяковский, когда г. Захарьевский отказался явиться в собрание прихожан заинтересованных также как и г. Захарьевский в постройке храма, возводимого не на одни его личные средства, а на пожертвования общественные. Представляя собранную по делу переписку протоиерей Дашкиев заявляет, что дать свое мнение по настоящему делу он затрудняется, так как лично прикосновен к избранию нового строительного комитета и даже к составу самого комитета. Относительно же Александра Захарьевского и Якова Кобца, лиц, имена которых фигурируют в данном деле, он, протоиерей Дашкиев, не может сказать ничего, кроме самого лестного и хорошего, ибо они оба, насколько ему известно, по своему отношению к храму Божию, заслуживают высшей похвалы, но их личные отношения друг к другу заставляют желать многого, но в этом разобраться никакой следователь не может, да и нет в том церковно-общественного интереса.
Приказали: За состоявшимся назначением нового церковно-строительного Комитета в Пуще-Водице и избранием нового председателя его - г. Тихонова, объяснительную докладную записку председателя прежнего комитета г. Захарьевского, вместе с перепиской произведенного прот. Дашкиевым дознания, принять к сведению. Приняв затем во внимание почти единогласное свидетельство допрошенных лиц о понесенных г. Захарьевским значительных трудах по изысканию средств на постройку нового в Пуще-Водице храма и весьма крупных личных его пожертвованиях деньгами и строительным материалом на это святое дело, Консистория полагает ныне же объявить ему, Захарьевскому, благодарность епархиального Начальства, с выражением глубокой уверенности, что, согласно желанию прихожан названного выше поселка и нового состава церковного строительного комитета, в звании почетного его члена он примет самое живое участие в деятельности сего Комитета и будет всячески способствовать лучшему осуществлению принятой им на себя задачи - постройки нового храма в Пуще-Водице. Окончательное же суждение о заслугах г. Захарьевского имеет в свое время по устроению храма» [30].
Как свидетельствуют события последующих двух лет, смещение Захарьевского и первого строительного комитета не ускорило дела. На протяжении этого времени решался вопрос о проекте храма. Еще на собрании прихожан 22 июля 1907 г. был поставлен вопрос о выборе плана и эскиза для будущей церкви, чем должен был заниматься новый комитет, с приглашением проживающих в Пуще-Водице архитекторов. Постановили создать проект церкви вместительностью 400 человек и стоимостью работ от 15 до 20 тыс. руб. [31].
Был заказан новый проект каменного храма у архитектора Николаева. Церковь была спроектирована по типу существующей в Киеве на Липках Александро-Невской церкви, но с отдельной колокольней, которую предполагали выстроить впоследствии. Проект был утвержден 20 ноября 1907 г. [32]. Но вскоре прихожане Пущи-Водицы поняли, что средств на строительство каменной церкви нет и на собраниях 11 и 18 мая 1908 г. решили строить вместо каменной деревянную на том же по размеру фундаменте [33]. Строительное отделение Киевского губернского правления отметило, что «примененный к данной деревянной постройке стиль «ренессанс» по формам своим не свойственен деревянным конструкциям, является подражанием каменным конструкциям и потому нарушает основное требование архитектурно-художественного творчества, в силу которого архитектурные формы должны находиться в соответствии с конструктивными особенностями материалов, из которых возводится строение» [34]. Киевская Духовная Консистория 1 сентября 1908 г. определила: разрешить сооружение вместо каменной деревянной церкви по проекту инженера-технолога Тихонова, с условием, чтобы это здание было обложено кирпичом [35].
Но к апрелю 1909 г. второй строительный комитет фактически перестал функционировать, и начало постройки храма опять отложили. 26 апреля по приглашению настоятеля храма протоиерея Киево-Подольского Успенского собора о. Арсения Дашкиева, было созвано собрание прихожан, на котором выслушали заявление об отказе четырех членов строительного комитета и его председателя А.И. Тихонова от участия в делах комитета, избрали в дополнение к оставшимся выборным (И.А. Митин, Ф.Н. Глухов), почетным (А.Ф. Соколов, А.Т. Соколова, А.Ю. Захарьевский) и по должности (настоятель и староста храма) следующих лиц: «почетным членом -жертвователя, почетного гражданина Савелия Парфеньевича Ковтунова, и выборными: Алексея Васильевича Кобца, архитектора Эдуарда Петровича Брадтмана, Захария Степановича Мазниченко, Николая Ивановича Бабкова, Луку Афанасьевича Пелешенко, Александра Феофановича Феофанова, Геронтия Васильевича Духовского, Иосифа Александровича Визенталя и кандидатам к ним: Александра Максимовича Скупова, Василия Ивановича Бонкина и Савелия Ивановича Остапенко. Бывшего Председателя Строительного Комитета, Александра Ивановича Тихонова, благодарить за его труд по постройке храма и просить в возможно скором времени передать дела Комитета о. Настоятелю храма, протоиерею Арсению Дашкиеву. При этом, выражено было единогласно всеми присутствующими желание и покорнейшая просьба новоизбранному Строительному Комитету предложить и настоятельно просить почетного члена Комитета, бывшего Председателя его Александра Юрьевича Захарьевского, вновь принять на себя обязанности Председателя Комитета. Поручить Комитету ходатайствовать пред Городским Управлением об отводе места для кладбища по возможности ближе к поселку «Пуща-Водица» и городской части дер. Горенки. Просить Строительный Комитет иметь суждение о том, чтобы возвратиться к первоначальному проекту постройки каменной церкви, если есть к тому какая-либо возможность» [36].

ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

 

Антиминс для предела храма преп. Серафима Саровского в честь святителя Николая Чудотворца, освященный митр. Флавианом в 1911г.

А.Ю. Захарьевский был снова избран председателем строительного комитета, 8 июня 1910 г. был отслужен молебен по случаю начала строительства храма [37], которое успешно осуществлялось: через полгода, 12 декабря, храм был освящен благочинным церквей 3-го округа г. Киева протоиереем Иоанном Богородицким [38]. 31 июля 1911 г. им же был освящен придел храма во имя святителя Николая [39]. Газета «Киевлянин» таким образом освещала это событие: «В воскресенье, 12 декабря, состоялось торжественное освящение вновь устроенного храма в Пуще-Водице. При переполненном храме молящихся (около 1.000 чел.) чин освящения совершал благочинный Киево-Подольских церквей И.Г. Богородицкий при участии настоятеля церкви, протоиерея Успенского А.Г. Дашкиева, священников К.К. Стешенко и Ф.И. Деньга. По окончании освящения, пред началом литургии протоиерей А.Г. Дашкиев произнес надзидательное соответствующее торжеству слово, а в конце литургии со словом к молящимся обратился протоиерей М.Е. Едлинский, прибывший со священником В.М. Пестряковым для участия в молебне. Чин освящения и литургии стройно пел местный хор под управлением П.И. Котеленца. По окончании торжества председателем строительного комитета А.Ю. Захарьевским был предложен многочисленным гостям обед, за которым произнесено было много тостов и речей» [40].


На протяжении 1910 - 1911 гг. храм продолжали благоустраивать. В это же время построили еще один дом для причта (священника и псаломщика), на что неоднократно просили предоставления ссуды у митрополита Флавиана [41].
Вскоре после освящения храма был получен указ Св. Синода об открытии самостоятельного прихода с причтом при Серафимовской церкви в дачном поселке «Пуща-Водица»: «Приказали: В удовлетворение ходатайства Вашего Преосвященства, Св. Синод определяет: 1) при Серафимовской церкви в дачном поселке «Пуща-Водица» открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика, и 2) назначить на содержание причта новооткрываемого прихода по пятьсот рублей в год, в том числе священнику 400 руб. и псаломщику 100 руб., с отнесением сего расхода, со дня назначения причта, на счет кредита, ассигнуемого из казны по § 7 ст. 1 финансовой сметы Св. Синода; о чем Ваше Преосвященство уведомить указом, а в Хозяйственное Управление передать выписку из сего определения. Марта 8 дня 1911 г.
На сем указе последовала резолюция Его Высокопреосвященства такая: 9 Мар. 1911 г. за № 1188. «В Консисторию к должному исполнению. Допущенные к исполнению обязанностей настоятеля и псаломщика сей церкви Священник Константин Стешенко и Петр Котеленец. Утверждаются в занимаемых должностях» [42].

ЧАСОВНЯ-УСЫПАЛЬНИЦА
Фотография Часовни-усыпальницы 50-ых годов ХХв.

Отдельного упоминания заслуживает часовня-усыпальница в мавританском стиле на территории храма, сооруженная в 1913 г. по проекту известного архитектора Городецкого. По преданию, в часовне упокоились останки банкира В.П. Козакевича [43] - дачевладельца Пущи-Водицы, якобы одного из тех, кто сделал наибольший вклад в строительство церкви, или его жены. (Вероятнее всего, усыпальница предназначалась для женщины - на фронтоне надпись «Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей»). Но на сегодняшний день это имя не только не встречается в числе вышеупомянутых жертвователей, но даже не числится среди пущанских обитателей начала XX столетия [44]. Якобы, жена Козакевича была католичкой.
Насколько известно, католичкой была жена одного из инициаторов строительства храма - Я.П. Кобца - Магдалина Кобец. Но после выборов третьего строительного комитета храма (в 1909 г.) старостой был избран его бессменный казначей Н.И. Новиков [45]. Так что вопросы, каким образом Я.П. Кобец смог бы добиться разрешения похоронить жену в 1913 г. на территории храма, равно как и чьей усыпальницей на самом деле является часовня Городецкого, остаются открытыми.
С 1939 г. часовня стояла полуразрушенной; похороненных в ней людей перезахоронили рядом. В 2007 г. при активном участии Л.В. Крючкова часовня была отреставрирована.
Ныне известно одно из захоронений возле храма – это могила Алехина Прохора Афанасьевича (1879 – 1919), он возил кирпич для храма, активно участвовал в его строительстве, а потом в работах по обкладке храма кирпичом.

«ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ...»

 

Храм в 1973 году

Об истории Свято-Серафимовского храма в Пуще-Водице в последующие нелегкие годы ХХ в., особенно первой половины столетия, сохранились лишь отрывочные сведения. Известно, что в 1937 г. был арестован настоятель храма протоиерей Даниил Данилевский, вероятно тогда же был закрыт храм. Иконы и богослужебную утварь прихожане прятали по домам.
Вновь храм был открыт во время немецкой оккупации в 1943 г. (зарегистрирован в государственных органах 1 ноября 1944 г.), после чего богослужения в нем не прерывались. Правда, всех церковных принадлежностей, бывших ранее в храме, вернуть не удалось. Иконостас и все иконы хранились прихожанами до открытия храма. После войны иконостас был восстановлен и реконструирован. Прежние иконы собрать не удалось.
Впоследствии, уже в 1992 г., все иконы для центрального иконостаса были написаны киевским художником Вандаловским. В 1995 г. была написана новая храмовая икона преп. Серафима Саровского, а также иконы 12 апостолов для иконостаса правого придела.

Храм и часовня в 1973 году

В списке православных храмов 2-го округа г. Киева, составленном 31 мая 1944 г. благочинным протоиереем Андреем Славинским, наряду с приходами на Приорке, на Куреневке, на Юрковице и на Подоле, значится и храм в Пуще-Водице. Настоятелем в то время там был священник Василий Маркевич, псаломщицей Титаренко Анастасия Диомидовна [46].
По данным материалов единовременного учета религиозных объединений, молитвенных зданий и имущества, находившихся в пользовании церковных органов по Киевской области за 1962 г., в Свято-Серафимовском храме служили один священник и один псаломщик, которые и «получали денежное вознаграждение от религиозного объединения». В составе клира не числились ни регент, ни хористы, ни староста, ни казначей, ни просвирницы, ни уборщицы, ни сторожа (как это было в некоторых других храмах). При храме стоял деревянный дом, занятый квартиросъемщиками [47]. В списках действующих церквей и молитвенных домов и духовенства, состоящих на регистрации по областям Украины на 1964 г., о церкви в Пуще-Водице сохранились сведения, что служил там в то время священник Владимир Константинович Сокальский 1897 г.р., имевший высшее духовное образование, рукоположенный автокефалистами в 1942 г. Известно, что служил он в Пуще-Водице на протяжении 1964 – 1968 г.г., и был талантливым преподавателем гомилетики в Киевской Духовной семинарии. Старостой в то время был Колос Карп Павлович 1892 г.р. Храм посещали приблизительно 500 прихожан (нужно учитывать конечно то, что в официальных документах советской власти количество прихожан старались сильно приуменьшить). За год (опять же согласно официальным данным) было совершено 5 венчаний, 143 крещения, 9 погребений, 84 заочных отпеваний), доход за 1964 г. составил 19 тыс. рублей [48]. В 1972 г. в храме служил священник Александр Тарадайка, на протяжении 1978 – 1987 г.г. протоиерей Иоанн Стрельников, на протяжении 1987 – 1989 г.г. протоиерей Евгений Семенкин.
Наибольший вклад в развитие духовной жизни храма и его благоустройство внесли священник Валентин Кириллов и прот. Василий Заев.

Иерей Валентин Кириллов

Иерей Валентин Кириллов родился 15 апреля 1939 года в поселке Кувандык Оренбургской области, в верующей семье. В 1957 году приехал в Киев поступать в Киевскую Духовную семинарию, которую заканчивал уже в Одессе, так как КДС закрыли советские власти. Здесь о. Валентин имел возможность общаться с преп. Кукшей Одесским. По окончании семинарии о. Валентин работал на заводе «Арсенал» и иподиаконствовал у митрополита Иоанна (Соколова).
В 1967 году поступил в Московскую Духовную Академию, в 1968 году о. Валентин был назначен настоятелем храма преп. Серафима Саровского и был им до 1972 года. Люди первоначально встретили молодого священника враждебно, но впоследствии полюбили его. О. Валентин вместе со старостой храма Карпом Павловичем Колосом сделали необходимый ремонт храма: отремонтировали фасад, поменяли кровлю храма, облагородили территорию, а самое главное – сделали паровое отопление. Прихожане храма проявляли свою любовь к о. Валентину активной поддержкой в работах по ремонту храма.
Протоиерей Василий Заев родился 22 октября 1947 г. в станице Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края России в казачьей семье. В 1966 г. закончил среднюю школу, служил в армии. В 1970 г. закончил Московскую Духовную семинарию, в 1982 г. - Московскую Духовную Академию. В сан диакона рукоположен 5 октября 1969 г. В сан священника рукоположен 25 февраля 1970 г. Преосвященным Филаретом (Вахромеевым), епископом Дмитровским (ныне - Митрополит Минский, экзарх Белоруссии). С 15 июля 1970 г. служил священником в храмах Киевской епархии. 26 февраля 1982 г. назначен священником во Владимирский кафедральный собор, делопроизводителем канцелярии Киевской Экзархии и сотрудником филиала Отдела внешних церковных сношений. С 23 марта 1987 г. -сотрудник Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, настоятель храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршем имении Пайн-Буш (США). Имел церковные награды, последняя из которых (30.12.1994) - право служения с открытыми вратами до «Отче наш». Также он был удостоен целого ряда церковных орденов и медалей, являлся кавалером орденов Святого Равноапостольного князя Владимира и Преподобного Нестора Летописца. Избирался членом Епархиального Совета Киевской Епархии УПЦ. С 2000 г по 2008 г. был благочинным Западного округа г. Киева.

Протоиерей Василий Завев

С 1 декабря 1993 г. преподавал в Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ. В 1995 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по теме «История монашества в Болгарской Православной Церкви». Заведовал кафедрой Священного Писания Нового Завета. С 1999 года протоиерей Василий утвержден в должности доцента КДА, а в 2008 году - профессора. Под его руководством десятки выпускников защитили дипломные и кандидатские работы в области исследований по Новому Завету и истории духовного образования в Российской Империи. Отец Василий составил конспекты для студентов КДА по предметам, которые преподавал (Священное Писание Нового Завета, история Поместных Православных Церквей), а также был автором многочисленных статей, касающихся различных аспектов церковной жизни и истории, богословия. Являлся координатором издания труда профессора протоиерея Ф. Титова "Императорская Киевская Духовная Академия (1615-1915 г.г.)"- К., 2003.
За несколько недель до кончины отец Василий подал на рассмотрение Ученого Совета КДА свою диссертацию, посвященную истории реформирования духовного образования в Российской Империи на соискание ученой степени доктора богословия, защите которой уже, к сожалению, не суждено состояться.
Отец Василий принимал участие во многочисленных международных, межцерковных и светских научных конференциях. С 1996 г. – был постоянным членом межцерковной международной рабочей группы «Примирение в Европе - задача Церквей Германии, Польши, Украины и Беларуси». Являлся членом Центрального Правления Украинского Библейского Общества и директором Православного центра духовного просвещения.

Отец Василий в 1973 году. Праздник Крещения

В храме преп. Серафима Саровского был настоятелем дважды: в 1972-1978 и с 30 августа 1989 г. и до смерти (30 декабря 2008 г.).
За время служения в храме преподобного Серафима Саровского отец Василий сделал действительно много. Первые года служения в этом храме, когда не было возможности что-либо строить физически, т. к. не давали светские власти, о. Василий строил духовно, строил сплоченную общину, привлекал молодежь в Церковь. Как только появилась возможность учить детей Закону Божию, отец Василий организовал воскресную школу.
В 2000 – 2003 г.г. усилиями о. Василия был осуществлен капитальный ремонт церкви. До этого в храме делались лишь «косметические» ремонты. Необходимость капитального стала ясна 9 августа 2000 г., когда во время литургии в день памяти св. великомученика Пантелеимона с потолка храма отпал огромный кусок старой штукатурки. Раньше такие места срочно штукатурили и красили. Но в этот раз собрали приходское собрание и решили, несмотря на отсутствие средств, с Божьей помощью, начать капитальный ремонт.

Прот. Василий Заев. Рождество Христово 2007 г.

На добровольные пожертвования прихожан полностью заменили электропроводку, сняв всю старую штукатурку. Начиная от купола до пола, все стены обшили гипсокартоном, который потом подготовили к росписи и на протяжении года расписали в каноническом стиле иконами двунадесятых праздников, иконами явления Божией Матери святым Серафиму Саровскому и Сергию Радонежскому, киевских древних и новопрославленных святых, орнаментами. Для этих работ была специально построена круговая металлическая эстакада в куполе, которую благотворительно установили киевская фирма «Яхонт» (директор – А.В. Найденко). Также поменяли несколько дверей в алтарной части, на хорах и в притворе храма. В алтарной части храма и на солее был положен паркетный пол, в остальных частях – линолеум.
Одновременно с ремонтом внутри храма осуществили и ремонт внешней его части. Полностью перекрыли крышу, сделали новые купола и кресты на главном куполе и на колокольне. Деревянную часть купола и колокольни обшили сайдингом под дерево. Кирпичный фасад храма расчистили – смыли старые наслоения краски и штукатурки, после чего храм вновь поштукатурили и покрасили, фундамент облицевали плиткой.
Отреставрировали три внешние лестницы и паперти. Над входными дверями установили кованные козырьки и такие же перила. Деревянные ступени заменили бетонными, облицованными плиткой.
Благоустроили также и территорию близ храма: старые деревянные столбы с фонарями заменили новыми металлическими; разбили клумбы с цветами, перед храмом заасфальтировали более 100 кв. метров площади под стоянку автомобилей.
Среди прихожан, сделавших наиболее значительные пожертвования, следует назвать В.А. Костерина, С.В. Цыганкова, А.В. Новикова, О.Я. Палий, А.В. Ратушняка.
На протяжении 2004 – 2007 гг. была воссоздана на существующем прежнем фундаменте церковно-причтового дома Воскресная школа, поскольку два церковно-приходских дома, построенных в 1905-1907 и в 1910-1911 гг., до сего дня не сохранились. В 2007 г. 1 августа – в престольный праздник храма преп. Серафима Саровского, – архиепископом Бориспольским Антонием, ректором Киевской Духовной Академии и Семинарии, было освящено восстановленное здание Воскресной школы.
Отец Василий до последних минут своей жизни думал о храме, о своих пасомых. Отец Василий был строгим, но справедливым пастырем. Этой строгостью он действительно воспитывал в человеке твердость в вере, мужество в духовной борьбе и воздержание в жизни, готовность переносить любые трудности.

ХРАМ СЕГОДНЯ
Прот. Андрей Антощук и прот. Андрей Заев

С 16 января 2009 года настоятелем храма преподобного Серафима Саровского является протоиерей Андрей Антощук. С 1990 года он был учеником Воскресной школы при храме преподобного Серафима, после чего пономарил, пел на клиросе, участвовал в капитальном ремонте храма и восстановлении Воскресной школы. И диаконом, и священником о. Андрей служил в храме преподобного Серафима Саровского. Отец Андрей продолжает все то, что на протяжении почти 20 лет созидал протоиерей Василий Заев.
Памятное для нашей общины событие произошло в храме 18 марта 2010 года. В это время делались реставрационные роботы по иконостасу и киотам икон храма. Большая Тихвинская икона Божьей Матери находящаяся семетрично большой иконе преподобного Серафима Саровского была украшенная искусственными цветами, которые уже пришли в негодность, сняв их, решили обновить и ризу на иконе, но под ризой оказалась не Тихвинская икона, как считали ранее, а копия Ченстоховской иконы Божией Матери (как свидетельствует надпись на иконе). Замечательно то, что произошло это на кануне праздника в честь этой иконы (19 марта), а также Субботы Акафиста.

Праздник Покрова в Воскресной школе на детской площадке

В 2009 году для удобства колодец храма был оборудован водоразборными колонками, были отреставрированы центральные ступени храма, облагорожена территория, обустроена детская площадка. Также была сделана реставрация иконостаса и киотов храма, обновлена ризница. В 2010 г. храму преподобного Серафима исполнилось 100 лет. К столетию храма была переиздана книга об истории церкви преподобного Серафима Саровского ("Храму преподобного Серафима Саровского 100лет", Киев, 2010), организованы паломнические поездки в Дивеево, сделаны подарочные кружки.

В 2011 году был произведен ремонт в Притворе храма,а также фронтонов барабана купола и колокольни, отреставрированы боковые входные ступени, упорядочены захоронения на территории храма.

В 2012 году усилиями настоятеля храма прот. Андреем Антощуком, была открыта комната-храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона, при Госпитале ветеранов великой Отечественной войны.

С середины 2012 года настоятелем храма был назначен прот. Иоанн Грицько. С 19 августа 2012 года введено ежедневное богослужение.

В 2013 году были заменены входные центарльные и боковые двери храма, а также установлен Поклонный крест на пересечении улиц Курортная и Городская, в честь 1025-летия Крещения Руси.

В настоящее время храм продолжает развиваться и духовно и физически. Действует Воскресная школа и для взрослых и для детей, в храме работает библиотека духовной литературы, действует электронная страница храма [49].
Храм преподобного Серафима всегда отличался своей намоленностью и чистотой. Он и сейчас сохранил эту особенность. Независимо от того, что находится он в курортной зоне, многие его прихожане являются жителями других районов Киева и прилегающих к Пуще-водице сел.
В нем всегда ощущаются трепетное отношение к Богослужению, уставу, канонам и индивидуальный подход к каждому человеку, который посещает храм.
Настоятелем этого храма всегда был и остается преподобный Серафим Саровский, который зовет всех к стяжанию Святого Духа и нравственной небесной чистоте, его молитвами этот храм возродился и будет всегда святым местом для православных людей, которые искренне хотят приблизиться к Богу и унаследовать спасение и жизнь будущего века.


[1] Государственный архив г. Киева. - Ф. 163. - Он Д. 1661. - Л. 7 - 17.
[2] Там же. - Л. 18 -18 об.
[3] Там же. - Ф. 163. - Оп. 39. - Д. 436. - Л. 1 - 1 об.
[4] Там же; Ф. 163. - Оп. 7. - Д. 1661. - Л. 19.
[5] Там же. - Л. 3 - 9.
[6] Центральный Государственный Исторический Архив Украины в г. Клеве (далее - ЦГИАУК). - Ф. 127. - Оп. 876. - Д. 895а. - Л. 8 - 8 об.
[7] Там же. - Л. 3 - 3 об.; 6.
[8] Там же. - Л. 3 - 5.
[9] Государственный архив г. Киева. - Ф. 163. - Оп. 7. - Д. 1661. - Л. 20 - 20 об.
[10] Там же.-Л. 21.
[11] Там же.-Л. 26-28.
[12] ЦГИАУК. - Ф. 127. - Оп. 876. - Д. 895а. - Л. 9.
[13] Государственный архив г. Киева. - Ф. 163. - Оп. 7. - Д. 1661. - Л. 23; 25 - 27.
[14] Там же.-Л. 31.
[15] ЦГИАУК. - Ф. 127. - Оп. 876. - Д. 895а. - Л. 11.
[16] Там же.-Л. 12-13.
[17] Там же. - Л. 15.
[18] Там же. - Л. 28; 31; 66 об.
[19] Государственный архив г. Киева. - Ф. 163. - Оп. 7. - Д. 1661. - Л.54 - 54 об.
[20] Там же.-Л. 55.
[21] ЦГИАУК. - Ф. 127.*- Оп. 876. - Д. 895а. - Л.19 - 22 об.
[22] Там же. - Л. 31 об. - 32 об.
[23] Там же.-Л. 26-27 об.
[24] Там же.-Л. 28-29 об.
[25] Там же.-Л. 35-36 об.
[26] Там же. - Л. 37.
[27] Там же. -Л. 39-41 об.
[28] Там же. - Л. 67.
[29] Там же.-Л. 72.
[30] Там же. - Л. 64 об. - 65 об.
[31] Там же. - Л. 74.
[32] Там же. - Л. 79 - 79 об.
[33] Там же. - Л. 80.
[34] Там же. - Л. 81 - 81 об.
[35] Там же.-Л. 83-84.
[36] Там же.-Л. 90-91.
[37] Государственный архив г. Киева. - Ф. 163. - Оп. 7. - Д. 1661. - Л. 53 - 53 об.
[38] ЦГИАУК. - Ф. 127. - Оп. 876. - Д. 895а. - Л. 92.
[39] Там же.-Л. 109.
[40] Киевлянин. - 1910. - № 346.
[41] ЦГИАУК. - Ф. 127. - Оп. 876. - Д. 895а. - Л. 96 - 107 об.
[42] Там же.-Л. 95-95 об.
[43] Малаков Д. Архггектор Городецький. - К.: «Кий», 1999. - С. 145.
[44] См. издания «Весь Киев» за разные годы нач. XX в. с перечислением дачевладельцев Пущи-Водицы.
[45] ЦГИАУК. - Ф. 127. - Оп. 876. - Д. 895а. - Л. 78.
[46] ЦДАВОВУУ. – Ф. 4648. - Оп. 1. Д. 2. – Л. 147.
[47] Там же. – Ф. 4648. – Оп. 1. – Д. 276. – Л. 170.
[48] Там же. – Ф. 4648. – Оп. 1. – Д. 431. – Л. 135.
[49] http://serafim.kiev.ua

 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви