По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
История храма - 4
Индекс материала
История храма 2 3 4 Все страницы

На протяжении 1910 - 1911 гг. храм продолжали благоустраивать. В это же время построили еще один дом для причта (священника и псаломщика), на что неоднократно просили предоставления ссуды у митрополита Флавиана [41].
Вскоре после освящения храма был получен указ Св. Синода об открытии самостоятельного прихода с причтом при Серафимовской церкви в дачном поселке «Пуща-Водица»: «Приказали: В удовлетворение ходатайства Вашего Преосвященства, Св. Синод определяет: 1) при Серафимовской церкви в дачном поселке «Пуща-Водица» открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика, и 2) назначить на содержание причта новооткрываемого прихода по пятьсот рублей в год, в том числе священнику 400 руб. и псаломщику 100 руб., с отнесением сего расхода, со дня назначения причта, на счет кредита, ассигнуемого из казны по § 7 ст. 1 финансовой сметы Св. Синода; о чем Ваше Преосвященство уведомить указом, а в Хозяйственное Управление передать выписку из сего определения. Марта 8 дня 1911 г.
На сем указе последовала резолюция Его Высокопреосвященства такая: 9 Мар. 1911 г. за № 1188. «В Консисторию к должному исполнению. Допущенные к исполнению обязанностей настоятеля и псаломщика сей церкви Священник Константин Стешенко и Петр Котеленец. Утверждаются в занимаемых должностях» [42].

ЧАСОВНЯ-УСЫПАЛЬНИЦА
Фотография Часовни-усыпальницы 50-ых годов ХХв.

Отдельного упоминания заслуживает часовня-усыпальница в мавританском стиле на территории храма, сооруженная в 1913 г. по проекту известного архитектора Городецкого. По преданию, в часовне упокоились останки банкира В.П. Козакевича [43] - дачевладельца Пущи-Водицы, якобы одного из тех, кто сделал наибольший вклад в строительство церкви, или его жены. (Вероятнее всего, усыпальница предназначалась для женщины - на фронтоне надпись «Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей»). Но на сегодняшний день это имя не только не встречается в числе вышеупомянутых жертвователей, но даже не числится среди пущанских обитателей начала XX столетия [44]. Якобы, жена Козакевича была католичкой.
Насколько известно, католичкой была жена одного из инициаторов строительства храма - Я.П. Кобца - Магдалина Кобец. Но после выборов третьего строительного комитета храма (в 1909 г.) старостой был избран его бессменный казначей Н.И. Новиков [45]. Так что вопросы, каким образом Я.П. Кобец смог бы добиться разрешения похоронить жену в 1913 г. на территории храма, равно как и чьей усыпальницей на самом деле является часовня Городецкого, остаются открытыми.
С 1939 г. часовня стояла полуразрушенной; похороненных в ней людей перезахоронили рядом. В 2007 г. при активном участии Л.В. Крючкова часовня была отреставрирована.
Ныне известно одно из захоронений возле храма – это могила Алехина Прохора Афанасьевича (1879 – 1919), он возил кирпич для храма, активно участвовал в его строительстве, а потом в работах по обкладке храма кирпичом.

«ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ...»

 

Храм в 1973 году

Об истории Свято-Серафимовского храма в Пуще-Водице в последующие нелегкие годы ХХ в., особенно первой половины столетия, сохранились лишь отрывочные сведения. Известно, что в 1937 г. был арестован настоятель храма протоиерей Даниил Данилевский, вероятно тогда же был закрыт храм. Иконы и богослужебную утварь прихожане прятали по домам.
Вновь храм был открыт во время немецкой оккупации в 1943 г. (зарегистрирован в государственных органах 1 ноября 1944 г.), после чего богослужения в нем не прерывались. Правда, всех церковных принадлежностей, бывших ранее в храме, вернуть не удалось. Иконостас и все иконы хранились прихожанами до открытия храма. После войны иконостас был восстановлен и реконструирован. Прежние иконы собрать не удалось.
Впоследствии, уже в 1992 г., все иконы для центрального иконостаса были написаны киевским художником Вандаловским. В 1995 г. была написана новая храмовая икона преп. Серафима Саровского, а также иконы 12 апостолов для иконостаса правого придела.

Храм и часовня в 1973 году

В списке православных храмов 2-го округа г. Киева, составленном 31 мая 1944 г. благочинным протоиереем Андреем Славинским, наряду с приходами на Приорке, на Куреневке, на Юрковице и на Подоле, значится и храм в Пуще-Водице. Настоятелем в то время там был священник Василий Маркевич, псаломщицей Титаренко Анастасия Диомидовна [46].
По данным материалов единовременного учета религиозных объединений, молитвенных зданий и имущества, находившихся в пользовании церковных органов по Киевской области за 1962 г., в Свято-Серафимовском храме служили один священник и один псаломщик, которые и «получали денежное вознаграждение от религиозного объединения». В составе клира не числились ни регент, ни хористы, ни староста, ни казначей, ни просвирницы, ни уборщицы, ни сторожа (как это было в некоторых других храмах). При храме стоял деревянный дом, занятый квартиросъемщиками [47]. В списках действующих церквей и молитвенных домов и духовенства, состоящих на регистрации по областям Украины на 1964 г., о церкви в Пуще-Водице сохранились сведения, что служил там в то время священник Владимир Константинович Сокальский 1897 г.р., имевший высшее духовное образование, рукоположенный автокефалистами в 1942 г. Известно, что служил он в Пуще-Водице на протяжении 1964 – 1968 г.г., и был талантливым преподавателем гомилетики в Киевской Духовной семинарии. Старостой в то время был Колос Карп Павлович 1892 г.р. Храм посещали приблизительно 500 прихожан (нужно учитывать конечно то, что в официальных документах советской власти количество прихожан старались сильно приуменьшить). За год (опять же согласно официальным данным) было совершено 5 венчаний, 143 крещения, 9 погребений, 84 заочных отпеваний), доход за 1964 г. составил 19 тыс. рублей [48]. В 1972 г. в храме служил священник Александр Тарадайка, на протяжении 1978 – 1987 г.г. протоиерей Иоанн Стрельников, на протяжении 1987 – 1989 г.г. протоиерей Евгений Семенкин.
Наибольший вклад в развитие духовной жизни храма и его благоустройство внесли священник Валентин Кириллов и прот. Василий Заев.

Иерей Валентин Кириллов

Иерей Валентин Кириллов родился 15 апреля 1939 года в поселке Кувандык Оренбургской области, в верующей семье. В 1957 году приехал в Киев поступать в Киевскую Духовную семинарию, которую заканчивал уже в Одессе, так как КДС закрыли советские власти. Здесь о. Валентин имел возможность общаться с преп. Кукшей Одесским. По окончании семинарии о. Валентин работал на заводе «Арсенал» и иподиаконствовал у митрополита Иоанна (Соколова).
В 1967 году поступил в Московскую Духовную Академию, в 1968 году о. Валентин был назначен настоятелем храма преп. Серафима Саровского и был им до 1972 года. Люди первоначально встретили молодого священника враждебно, но впоследствии полюбили его. О. Валентин вместе со старостой храма Карпом Павловичем Колосом сделали необходимый ремонт храма: отремонтировали фасад, поменяли кровлю храма, облагородили территорию, а самое главное – сделали паровое отопление. Прихожане храма проявляли свою любовь к о. Валентину активной поддержкой в работах по ремонту храма.
Протоиерей Василий Заев родился 22 октября 1947 г. в станице Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края России в казачьей семье. В 1966 г. закончил среднюю школу, служил в армии. В 1970 г. закончил Московскую Духовную семинарию, в 1982 г. - Московскую Духовную Академию. В сан диакона рукоположен 5 октября 1969 г. В сан священника рукоположен 25 февраля 1970 г. Преосвященным Филаретом (Вахромеевым), епископом Дмитровским (ныне - Митрополит Минский, экзарх Белоруссии). С 15 июля 1970 г. служил священником в храмах Киевской епархии. 26 февраля 1982 г. назначен священником во Владимирский кафедральный собор, делопроизводителем канцелярии Киевской Экзархии и сотрудником филиала Отдела внешних церковных сношений. С 23 марта 1987 г. -сотрудник Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, настоятель храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршем имении Пайн-Буш (США). Имел церковные награды, последняя из которых (30.12.1994) - право служения с открытыми вратами до «Отче наш». Также он был удостоен целого ряда церковных орденов и медалей, являлся кавалером орденов Святого Равноапостольного князя Владимира и Преподобного Нестора Летописца. Избирался членом Епархиального Совета Киевской Епархии УПЦ. С 2000 г по 2008 г. был благочинным Западного округа г. Киева.

Протоиерей Василий Завев

С 1 декабря 1993 г. преподавал в Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ. В 1995 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по теме «История монашества в Болгарской Православной Церкви». Заведовал кафедрой Священного Писания Нового Завета. С 1999 года протоиерей Василий утвержден в должности доцента КДА, а в 2008 году - профессора. Под его руководством десятки выпускников защитили дипломные и кандидатские работы в области исследований по Новому Завету и истории духовного образования в Российской Империи. Отец Василий составил конспекты для студентов КДА по предметам, которые преподавал (Священное Писание Нового Завета, история Поместных Православных Церквей), а также был автором многочисленных статей, касающихся различных аспектов церковной жизни и истории, богословия. Являлся координатором издания труда профессора протоиерея Ф. Титова "Императорская Киевская Духовная Академия (1615-1915 г.г.)"- К., 2003.
За несколько недель до кончины отец Василий подал на рассмотрение Ученого Совета КДА свою диссертацию, посвященную истории реформирования духовного образования в Российской Империи на соискание ученой степени доктора богословия, защите которой уже, к сожалению, не суждено состояться.
Отец Василий принимал участие во многочисленных международных, межцерковных и светских научных конференциях. С 1996 г. – был постоянным членом межцерковной международной рабочей группы «Примирение в Европе - задача Церквей Германии, Польши, Украины и Беларуси». Являлся членом Центрального Правления Украинского Библейского Общества и директором Православного центра духовного просвещения.

Отец Василий в 1973 году. Праздник Крещения

В храме преп. Серафима Саровского был настоятелем дважды: в 1972-1978 и с 30 августа 1989 г. и до смерти (30 декабря 2008 г.).
За время служения в храме преподобного Серафима Саровского отец Василий сделал действительно много. Первые года служения в этом храме, когда не было возможности что-либо строить физически, т. к. не давали светские власти, о. Василий строил духовно, строил сплоченную общину, привлекал молодежь в Церковь. Как только появилась возможность учить детей Закону Божию, отец Василий организовал воскресную школу.
В 2000 – 2003 г.г. усилиями о. Василия был осуществлен капитальный ремонт церкви. До этого в храме делались лишь «косметические» ремонты. Необходимость капитального стала ясна 9 августа 2000 г., когда во время литургии в день памяти св. великомученика Пантелеимона с потолка храма отпал огромный кусок старой штукатурки. Раньше такие места срочно штукатурили и красили. Но в этот раз собрали приходское собрание и решили, несмотря на отсутствие средств, с Божьей помощью, начать капитальный ремонт.

Прот. Василий Заев. Рождество Христово 2007 г.

На добровольные пожертвования прихожан полностью заменили электропроводку, сняв всю старую штукатурку. Начиная от купола до пола, все стены обшили гипсокартоном, который потом подготовили к росписи и на протяжении года расписали в каноническом стиле иконами двунадесятых праздников, иконами явления Божией Матери святым Серафиму Саровскому и Сергию Радонежскому, киевских древних и новопрославленных святых, орнаментами. Для этих работ была специально построена круговая металлическая эстакада в куполе, которую благотворительно установили киевская фирма «Яхонт» (директор – А.В. Найденко). Также поменяли несколько дверей в алтарной части, на хорах и в притворе храма. В алтарной части храма и на солее был положен паркетный пол, в остальных частях – линолеум.
Одновременно с ремонтом внутри храма осуществили и ремонт внешней его части. Полностью перекрыли крышу, сделали новые купола и кресты на главном куполе и на колокольне. Деревянную часть купола и колокольни обшили сайдингом под дерево. Кирпичный фасад храма расчистили – смыли старые наслоения краски и штукатурки, после чего храм вновь поштукатурили и покрасили, фундамент облицевали плиткой.
Отреставрировали три внешние лестницы и паперти. Над входными дверями установили кованные козырьки и такие же перила. Деревянные ступени заменили бетонными, облицованными плиткой.
Благоустроили также и территорию близ храма: старые деревянные столбы с фонарями заменили новыми металлическими; разбили клумбы с цветами, перед храмом заасфальтировали более 100 кв. метров площади под стоянку автомобилей.
Среди прихожан, сделавших наиболее значительные пожертвования, следует назвать В.А. Костерина, С.В. Цыганкова, А.В. Новикова, О.Я. Палий, А.В. Ратушняка.
На протяжении 2004 – 2007 гг. была воссоздана на существующем прежнем фундаменте церковно-причтового дома Воскресная школа, поскольку два церковно-приходских дома, построенных в 1905-1907 и в 1910-1911 гг., до сего дня не сохранились. В 2007 г. 1 августа – в престольный праздник храма преп. Серафима Саровского, – архиепископом Бориспольским Антонием, ректором Киевской Духовной Академии и Семинарии, было освящено восстановленное здание Воскресной школы.
Отец Василий до последних минут своей жизни думал о храме, о своих пасомых. Отец Василий был строгим, но справедливым пастырем. Этой строгостью он действительно воспитывал в человеке твердость в вере, мужество в духовной борьбе и воздержание в жизни, готовность переносить любые трудности.

ХРАМ СЕГОДНЯ
Прот. Андрей Антощук и прот. Андрей Заев

С 16 января 2009 года настоятелем храма преподобного Серафима Саровского является протоиерей Андрей Антощук. С 1990 года он был учеником Воскресной школы при храме преподобного Серафима, после чего пономарил, пел на клиросе, участвовал в капитальном ремонте храма и восстановлении Воскресной школы. И диаконом, и священником о. Андрей служил в храме преподобного Серафима Саровского. Отец Андрей продолжает все то, что на протяжении почти 20 лет созидал протоиерей Василий Заев.
Памятное для нашей общины событие произошло в храме 18 марта 2010 года. В это время делались реставрационные роботы по иконостасу и киотам икон храма. Большая Тихвинская икона Божьей Матери находящаяся семетрично большой иконе преподобного Серафима Саровского была украшенная искусственными цветами, которые уже пришли в негодность, сняв их, решили обновить и ризу на иконе, но под ризой оказалась не Тихвинская икона, как считали ранее, а копия Ченстоховской иконы Божией Матери (как свидетельствует надпись на иконе). Замечательно то, что произошло это на кануне праздника в честь этой иконы (19 марта), а также Субботы Акафиста.

Праздник Покрова в Воскресной школе на детской площадке

В 2009 году для удобства колодец храма был оборудован водоразборными колонками, были отреставрированы центральные ступени храма, облагорожена территория, обустроена детская площадка. Также была сделана реставрация иконостаса и киотов храма, обновлена ризница. В 2010 г. храму преподобного Серафима исполнилось 100 лет. К столетию храма была переиздана книга об истории церкви преподобного Серафима Саровского ("Храму преподобного Серафима Саровского 100лет", Киев, 2010), организованы паломнические поездки в Дивеево, сделаны подарочные кружки.

В 2011 году был произведен ремонт в Притворе храма,а также фронтонов барабана купола и колокольни, отреставрированы боковые входные ступени, упорядочены захоронения на территории храма.

В 2012 году усилиями настоятеля храма прот. Андреем Антощуком, была открыта комната-храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона, при Госпитале ветеранов великой Отечественной войны.

С середины 2012 года настоятелем храма был назначен прот. Иоанн Грицько. С 19 августа 2012 года введено ежедневное богослужение.

В 2013 году были заменены входные центарльные и боковые двери храма, а также установлен Поклонный крест на пересечении улиц Курортная и Городская, в честь 1025-летия Крещения Руси.

В настоящее время храм продолжает развиваться и духовно и физически. Действует Воскресная школа и для взрослых и для детей, в храме работает библиотека духовной литературы, действует электронная страница храма [49].
Храм преподобного Серафима всегда отличался своей намоленностью и чистотой. Он и сейчас сохранил эту особенность. Независимо от того, что находится он в курортной зоне, многие его прихожане являются жителями других районов Киева и прилегающих к Пуще-водице сел.
В нем всегда ощущаются трепетное отношение к Богослужению, уставу, канонам и индивидуальный подход к каждому человеку, который посещает храм.
Настоятелем этого храма всегда был и остается преподобный Серафим Саровский, который зовет всех к стяжанию Святого Духа и нравственной небесной чистоте, его молитвами этот храм возродился и будет всегда святым местом для православных людей, которые искренне хотят приблизиться к Богу и унаследовать спасение и жизнь будущего века.


[1] Государственный архив г. Киева. - Ф. 163. - Он Д. 1661. - Л. 7 - 17.
[2] Там же. - Л. 18 -18 об.
[3] Там же. - Ф. 163. - Оп. 39. - Д. 436. - Л. 1 - 1 об.
[4] Там же; Ф. 163. - Оп. 7. - Д. 1661. - Л. 19.
[5] Там же. - Л. 3 - 9.
[6] Центральный Государственный Исторический Архив Украины в г. Клеве (далее - ЦГИАУК). - Ф. 127. - Оп. 876. - Д. 895а. - Л. 8 - 8 об.
[7] Там же. - Л. 3 - 3 об.; 6.
[8] Там же. - Л. 3 - 5.
[9] Государственный архив г. Киева. - Ф. 163. - Оп. 7. - Д. 1661. - Л. 20 - 20 об.
[10] Там же.-Л. 21.
[11] Там же.-Л. 26-28.
[12] ЦГИАУК. - Ф. 127. - Оп. 876. - Д. 895а. - Л. 9.
[13] Государственный архив г. Киева. - Ф. 163. - Оп. 7. - Д. 1661. - Л. 23; 25 - 27.
[14] Там же.-Л. 31.
[15] ЦГИАУК. - Ф. 127. - Оп. 876. - Д. 895а. - Л. 11.
[16] Там же.-Л. 12-13.
[17] Там же. - Л. 15.
[18] Там же. - Л. 28; 31; 66 об.
[19] Государственный архив г. Киева. - Ф. 163. - Оп. 7. - Д. 1661. - Л.54 - 54 об.
[20] Там же.-Л. 55.
[21] ЦГИАУК. - Ф. 127.*- Оп. 876. - Д. 895а. - Л.19 - 22 об.
[22] Там же. - Л. 31 об. - 32 об.
[23] Там же.-Л. 26-27 об.
[24] Там же.-Л. 28-29 об.
[25] Там же.-Л. 35-36 об.
[26] Там же. - Л. 37.
[27] Там же. -Л. 39-41 об.
[28] Там же. - Л. 67.
[29] Там же.-Л. 72.
[30] Там же. - Л. 64 об. - 65 об.
[31] Там же. - Л. 74.
[32] Там же. - Л. 79 - 79 об.
[33] Там же. - Л. 80.
[34] Там же. - Л. 81 - 81 об.
[35] Там же.-Л. 83-84.
[36] Там же.-Л. 90-91.
[37] Государственный архив г. Киева. - Ф. 163. - Оп. 7. - Д. 1661. - Л. 53 - 53 об.
[38] ЦГИАУК. - Ф. 127. - Оп. 876. - Д. 895а. - Л. 92.
[39] Там же.-Л. 109.
[40] Киевлянин. - 1910. - № 346.
[41] ЦГИАУК. - Ф. 127. - Оп. 876. - Д. 895а. - Л. 96 - 107 об.
[42] Там же.-Л. 95-95 об.
[43] Малаков Д. Архггектор Городецький. - К.: «Кий», 1999. - С. 145.
[44] См. издания «Весь Киев» за разные годы нач. XX в. с перечислением дачевладельцев Пущи-Водицы.
[45] ЦГИАУК. - Ф. 127. - Оп. 876. - Д. 895а. - Л. 78.
[46] ЦДАВОВУУ. – Ф. 4648. - Оп. 1. Д. 2. – Л. 147.
[47] Там же. – Ф. 4648. – Оп. 1. – Д. 276. – Л. 170.
[48] Там же. – Ф. 4648. – Оп. 1. – Д. 431. – Л. 135.
[49] http://serafim.kiev.ua



 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви