По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
История храма - 3
Индекс материала
История храма 2 3 4 Все страницы
В.Николаев. Неосуществленный проект каменного храма в Пуще-Водице (1907г.)

Непосредственным поводом к конфликту послужило то, что временная часовня, построенная в основном на средства Захарьевского, была освящена в его отсутствие, что его очень обидело. (Отсутствовал он потому, что, получив имение в Могилевской губернии, проводил больше времени там, чем в Киеве). Старостой церкви, после того как Захарьевский отказался принять на себя эту обязанность, также был избран Кобец [25]. Он поставил вопрос о постройке помещения для священника и псаломщика, которым было неудобно приезжать на каждое богослужение из Киева. На одном из собраний комитета в 1905 г. решили устроить маленькое помещение для причта, на что согласился Захарьевский. Но когда начали строительство церковного дома, он заявил, что денег на это не выделит. Работы начались, а платить рабочим было нечем. Казначей комитета Н.И. Новиков выдал на это бывшие у него 450 руб., а оставшуюся сумму, более 600 руб., пришлось платить Кобцу из личных средств [26]. Это помещение, состоявшее из четырех комнат и большой веранды для приходских собраний, было построено, и именно в нем в июне - июле 1907 г. состоялись собрания прихожан, на последнем из которых - 29 июля - большинство членов первого строительного комитета подали в отставку, а Захарьевский был смещен со своей должности председателя. Правда, в виду его крупных пожертвований, ему выразили благодарность за труды и избрали почетным членом комитета [27]. Второй строительный комитет, избранный на этом же заседании, был менее многочисленным по своему составу: 9 человек - семь выборных, настоятель храма и староста [28]. Председателем комитета был избран инженер-технолог Александр Иванович Тихонов, его заместителем статский советник Николай Адамович Пашинский, членами комитета Лука Афанасьевич Пелешенко, киевский купец; Николай Николаевич Жук - доктор медицины; Иван Андреевич Митин - киевский купец; Алексей Александрович Волк - киевский домовладелец; Николай Игнатьевич Новиков - киевский купец; настоятель церкви о. Феофилакт Мирович; староста церкви статский советник Яков Павлович Кобец [29].
По жалобе Захарьевского митрополиту Флавиану Киевская Духовная Консистория провела целое расследование, собирая письменные свидетельства причастных к делу лиц. В результате 20 ноября 1907 г. решили следующее: «Из представленных по делу сведений видно, что г. Захарьевский в звании председателя названного Комитета утвержден Его Высокопреосвященством 14 апреля 1904 года; причиной удаления г. Захарьевского от должности председателя строительного комитета и замещения таковой другим лицом послужило то обстоятельство, что г. Захарьевский затянул дело о постройке церкви, тогда как прихожане названного поселка желали бы как можно скорее приступить к постройке церкви. Самое удаление г. Захарьевского состоялось 29 июля сего 1907 г. на собрании дачевладельцев по делу о постройке церкви и именно после того, как заявляет причастный к делу г. Кистяковский, когда г. Захарьевский отказался явиться в собрание прихожан заинтересованных также как и г. Захарьевский в постройке храма, возводимого не на одни его личные средства, а на пожертвования общественные. Представляя собранную по делу переписку протоиерей Дашкиев заявляет, что дать свое мнение по настоящему делу он затрудняется, так как лично прикосновен к избранию нового строительного комитета и даже к составу самого комитета. Относительно же Александра Захарьевского и Якова Кобца, лиц, имена которых фигурируют в данном деле, он, протоиерей Дашкиев, не может сказать ничего, кроме самого лестного и хорошего, ибо они оба, насколько ему известно, по своему отношению к храму Божию, заслуживают высшей похвалы, но их личные отношения друг к другу заставляют желать многого, но в этом разобраться никакой следователь не может, да и нет в том церковно-общественного интереса.
Приказали: За состоявшимся назначением нового церковно-строительного Комитета в Пуще-Водице и избранием нового председателя его - г. Тихонова, объяснительную докладную записку председателя прежнего комитета г. Захарьевского, вместе с перепиской произведенного прот. Дашкиевым дознания, принять к сведению. Приняв затем во внимание почти единогласное свидетельство допрошенных лиц о понесенных г. Захарьевским значительных трудах по изысканию средств на постройку нового в Пуще-Водице храма и весьма крупных личных его пожертвованиях деньгами и строительным материалом на это святое дело, Консистория полагает ныне же объявить ему, Захарьевскому, благодарность епархиального Начальства, с выражением глубокой уверенности, что, согласно желанию прихожан названного выше поселка и нового состава церковного строительного комитета, в звании почетного его члена он примет самое живое участие в деятельности сего Комитета и будет всячески способствовать лучшему осуществлению принятой им на себя задачи - постройки нового храма в Пуще-Водице. Окончательное же суждение о заслугах г. Захарьевского имеет в свое время по устроению храма» [30].
Как свидетельствуют события последующих двух лет, смещение Захарьевского и первого строительного комитета не ускорило дела. На протяжении этого времени решался вопрос о проекте храма. Еще на собрании прихожан 22 июля 1907 г. был поставлен вопрос о выборе плана и эскиза для будущей церкви, чем должен был заниматься новый комитет, с приглашением проживающих в Пуще-Водице архитекторов. Постановили создать проект церкви вместительностью 400 человек и стоимостью работ от 15 до 20 тыс. руб. [31].
Был заказан новый проект каменного храма у архитектора Николаева. Церковь была спроектирована по типу существующей в Киеве на Липках Александро-Невской церкви, но с отдельной колокольней, которую предполагали выстроить впоследствии. Проект был утвержден 20 ноября 1907 г. [32]. Но вскоре прихожане Пущи-Водицы поняли, что средств на строительство каменной церкви нет и на собраниях 11 и 18 мая 1908 г. решили строить вместо каменной деревянную на том же по размеру фундаменте [33]. Строительное отделение Киевского губернского правления отметило, что «примененный к данной деревянной постройке стиль «ренессанс» по формам своим не свойственен деревянным конструкциям, является подражанием каменным конструкциям и потому нарушает основное требование архитектурно-художественного творчества, в силу которого архитектурные формы должны находиться в соответствии с конструктивными особенностями материалов, из которых возводится строение» [34]. Киевская Духовная Консистория 1 сентября 1908 г. определила: разрешить сооружение вместо каменной деревянной церкви по проекту инженера-технолога Тихонова, с условием, чтобы это здание было обложено кирпичом [35].
Но к апрелю 1909 г. второй строительный комитет фактически перестал функционировать, и начало постройки храма опять отложили. 26 апреля по приглашению настоятеля храма протоиерея Киево-Подольского Успенского собора о. Арсения Дашкиева, было созвано собрание прихожан, на котором выслушали заявление об отказе четырех членов строительного комитета и его председателя А.И. Тихонова от участия в делах комитета, избрали в дополнение к оставшимся выборным (И.А. Митин, Ф.Н. Глухов), почетным (А.Ф. Соколов, А.Т. Соколова, А.Ю. Захарьевский) и по должности (настоятель и староста храма) следующих лиц: «почетным членом -жертвователя, почетного гражданина Савелия Парфеньевича Ковтунова, и выборными: Алексея Васильевича Кобца, архитектора Эдуарда Петровича Брадтмана, Захария Степановича Мазниченко, Николая Ивановича Бабкова, Луку Афанасьевича Пелешенко, Александра Феофановича Феофанова, Геронтия Васильевича Духовского, Иосифа Александровича Визенталя и кандидатам к ним: Александра Максимовича Скупова, Василия Ивановича Бонкина и Савелия Ивановича Остапенко. Бывшего Председателя Строительного Комитета, Александра Ивановича Тихонова, благодарить за его труд по постройке храма и просить в возможно скором времени передать дела Комитета о. Настоятелю храма, протоиерею Арсению Дашкиеву. При этом, выражено было единогласно всеми присутствующими желание и покорнейшая просьба новоизбранному Строительному Комитету предложить и настоятельно просить почетного члена Комитета, бывшего Председателя его Александра Юрьевича Захарьевского, вновь принять на себя обязанности Председателя Комитета. Поручить Комитету ходатайствовать пред Городским Управлением об отводе места для кладбища по возможности ближе к поселку «Пуща-Водица» и городской части дер. Горенки. Просить Строительный Комитет иметь суждение о том, чтобы возвратиться к первоначальному проекту постройки каменной церкви, если есть к тому какая-либо возможность» [36].

ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

 

Антиминс для предела храма преп. Серафима Саровского в честь святителя Николая Чудотворца, освященный митр. Флавианом в 1911г.

А.Ю. Захарьевский был снова избран председателем строительного комитета, 8 июня 1910 г. был отслужен молебен по случаю начала строительства храма [37], которое успешно осуществлялось: через полгода, 12 декабря, храм был освящен благочинным церквей 3-го округа г. Киева протоиереем Иоанном Богородицким [38]. 31 июля 1911 г. им же был освящен придел храма во имя святителя Николая [39]. Газета «Киевлянин» таким образом освещала это событие: «В воскресенье, 12 декабря, состоялось торжественное освящение вновь устроенного храма в Пуще-Водице. При переполненном храме молящихся (около 1.000 чел.) чин освящения совершал благочинный Киево-Подольских церквей И.Г. Богородицкий при участии настоятеля церкви, протоиерея Успенского А.Г. Дашкиева, священников К.К. Стешенко и Ф.И. Деньга. По окончании освящения, пред началом литургии протоиерей А.Г. Дашкиев произнес надзидательное соответствующее торжеству слово, а в конце литургии со словом к молящимся обратился протоиерей М.Е. Едлинский, прибывший со священником В.М. Пестряковым для участия в молебне. Чин освящения и литургии стройно пел местный хор под управлением П.И. Котеленца. По окончании торжества председателем строительного комитета А.Ю. Захарьевским был предложен многочисленным гостям обед, за которым произнесено было много тостов и речей» [40].



 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви