По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
История храма - 2
Индекс материала
История храма 2 3 4 Все страницы

Некоторые из зажиточных дачевладельцев, пожертвовавшие более или менее значительные суммы на сооружение будущего храма, заявили, что они охотно пожертвуют еще более, если храм будет построен в указанном месте.
Я надеюсь, что Вы не откажете лично посодействовать, в качестве Председателя Думы, разрешению этого в высшей степени важного для обитателей «Пущи-Водицы» . вопроса в удовлетворительном смысле.
Председатель Комитета Николай Ракинт» [9].
Присутствие городской управы наиболее удобным местом для постройки церкви считало рыночную площадь напротив 7-й линии, но все же городская дума на собрании 30 и 31 октября 1903 г. определила «под постройку здания Православной церкви в дачном поселке «Пуща-Водица» отвести безвозмездно, доколе будет существовать это здание, 1200 квадратных саженей земли из свободных участков, указанных Строительным Комитетом по сооружению означенной церкви, с тем чтобы на отведенной земле никакие другие постройки не были производимы» [10]. Таким образом, в 1903 г. под строительство храма было отведено 0,5 га земли - два участка № 282 и 284 [11], на которых остановил свой выбор комитет и где впоследствии и была построена церковь.
В апреле 1904 г. после выезда из Киева председателя строительного комитета Н.А. Ракинта на эту должность избрали киевского купца Александра Юрьевича Захарьевского [12]. Благодаря его энергичной деятельности и личным пожертвованиям в том же месяце началось строительство временной деревянной часовни для богослужений в угловой части отведенного участка (№ 282) на пересечении улиц Лермонтовской (ныне ул. Н. Юнкерова) и 7-й линии [13]. Меньше чем за месяц уже была построена часовня и сторожка при ней, причем последняя наскоро и кое-как сколоченная из легких и плохих досок, так что случайно зашедшие туда коровы съели хлеб и селедку сторожа и разрушили саму сторожку [14]. Часовню освятили 13 мая и отдали в заведывание причта Киево-Приорской церкви [15]. Митрополит Флавиан лично посетил эту часовню и дал согласие на просьбу жителей поселка открыть там молитвенный дом с престолом во имя преподобного Серафима Саровского. Престол был освящен 25 июня 1905 г. благочинным церквей 3-го округа г. Киева протоиереем Димитрием Дмитревым, протоиереем Иоанном Мельниковским и священником Михаилом Едлинским [16].

К сожалению, богослужение совершалось в часовне нерегулярно, изредка, так как при ней не было самостоятельного причта и храм этот был приписан вначале к Киево-Приорской церкви, а затем к церкви с. Мостище. Священники как того, так и другого храма не всегда имели возможность оставлять свои приходы для совершения богослужения в Пуще-Водице, и жители поселка часто в большие праздники не могли молиться в храме. Староста церкви Яков Павлович Кобец пригласил из Киева священника для совершения богослужений во все праздничные и воскресные дни [17]. (С 15 октября 1906 г. приходским священником был о. Константин Стешенко, хотя официальным настоятелем храма был священник с. Мостище о. Феофилакт Мирович; псаломщиком - Александр Базилевич) [18].
Вскоре после освящения часовни (21 июля 1905 г.) председатель строительного комитета А.Ю. Захарьевский обратился в Киевскую городскую думу с просьбой об отводе для храма еще двух участков - №№ 441 и 443, соседних с ранее отведенными и выходящими на Пушкинскую улицу (ныне - ул. Гамарника). Мотивировал он просьбу следующим образом: «Построить на этом пространстве (0,5 га) вместительную церковь с колокольнею возможным не представляется, так как она с одной стороны будет соприкасаться с улицею, а с другой стороны - будет упираться в забор соседней усадьбы. Не говоря о том, что при церкви не будет погоста и следовательно нельзя будет во время больших праздников совершать обхождение вокруг церкви, - уличный шум, грохот от движения трамвая и звуки кондукторских рожков будут нарушать церковное благоговение. Воздвигая храм, Комитет должен построить и помещение для причта, следовательно каких бы минимальных размеров это помещение не было, все же оно значительно стеснит церковь и в значительной мере повредит красоте церковного строения.
Мало того, Комитет, стараясь удовлетворить религиозным потребностям обывателей поселка, в то же время озабочен развитием грамотности и просвещения среди той части населения, которая вынуждена по разным обстоятельствам жить там круглый год, а потому и решил устроить при церкви школу. Вопрос об устройстве школы в дачном поселке «Пуща-Водица» назрел уже давно, поселок же с каждым годом заселяется все более и более. По сведению из местного полицейского правления оказывается, что в прошлом году оставалось на зиму более пятисот человек. Оставлять детей обывателей без света просвещения было бы грешно, тем более, что и дети обывателей соседнего селения Горенки могли бы получать здесь свое образование. Кстати сказать, помещение этой школы могло бы быть отведено под сенаторию (так в оригинале) для тех городских учащихся, которым почему-либо не представляется возможности попадать в Малютинку» [19].

ТЩЕСЛАВИЕ И ПРОЖЕКТОРСТВО ЕДВА НЕ СОРВАЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО ЦЕРКВИ

 

Таким образом, еще до начала строительства храма комитет планировал построить дом для причта и церковную школу. На собрании думы 10 - 17 ноября 1905 г. постановили: «для нужд церкви в дачном поселке «Пуща-Водица», доколе таковые будут существовать, отвести безвозмездно, в дополнение отведенной уже земли, еще два дачных участка под №№ 441 и 443, в количестве одной тысячи двухсот квадратных сажень земли, без права устройства и открытия торговых заведении» [20].

Архитектор Э. Брадтман

К сожалению, благое дело строительства храма несколько задержал личный конфликт двух самых активных его радетелей - уже названных главы строительного комитета А.Ю. Захарьевского и первого старосты церкви Я.П. Кобца. Первый из них, купец и гласный (депутат) городской думы, был главным «спонсором» постройки. Именно на его средства была выстроена временная часовня и установлен в ней иконостас, по его ходатайству городская дума отвела для церкви землю, он заказал городскому архитектору Э.П. Брадтману проект будущего храма; исходатайствовал у думы субсидию на строительство в размере 5 тыс. руб.; в начале 1907 г. он приобрел, в основном на свои средства, 260 тыс. кирпича и щебень для строительства [21]. Но что касается его отношений с другими членами строительного комитета, он не сумел выступить в роли хорошего организатора: комитет был многочисленным (23 человека), и Захарьевский собрал всего три заседания в 1905 г. После того на протяжении двух лет не было ни одного заседания. По мнению некоторых членов комитета, Захарьевский их игнорировал, действовал единолично, пренебрежительно и свысока относился к членам комитета, проявлял нетерпимость к мнениям других, не ставил в известность о состоянии финансовой стороны дела, о ходе предварительных работ по строительству и т.д. [22] Объяснял он это тем, что пожертвования на строительство были весьма скудными, начинать строительство храма было не за что, следовало ожидать получения обещанной городом субсидии, и поэтому собрания комитета выливались бы лишь в бесплодные разговоры [23].

2003 храм после реставрации

Освящение креста и поднятие главного купола храма. 2003 г.

Во время реставрации часовни.

 

Часовня-усыпальница после реставрации 2007 г.

 

Воскресная школа на фундаменте церковного дома, процесс восстановления.

Чиновник Министерства народного просвещения Я.П. Кобец, со своей стороны, сделал немало для устройства приходской жизни. Летом он организовывал стройное церковное пение, проводил все службы на клиросе, несколько раз приглашал из Киева хороший хор, побуждал прихожан к пожертвованиям, на свои средства построил и покрасил в часовне деревянный пол вместо кирпичного, холодного в зимнее время. Зимой же он, живя за 20 верст от храма, был занят решением своих служебных дел [24].



 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви