По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
История храма
Индекс материала
История храма 2 3 4 Все страницы
Храм прп. Серафима Саровского в Пуще-Водице

История курортной зоны Киева Пущи-Водицы насчитывает немногим более ста лет. В конце XIX в. тут, в городском лесу, был создан дачный поселок для киевлян. Желающие могли арендовать участки размером 0,25 га для строительства дач [1]. В 1903 г. дачевладельцы, которые проживали в Пуще-Водице весной, летом и осенью, а некоторые и зимой, пожелали иметь в поселке православный храм. Они обратились к городскому голове Василию Николаевичу Проценко с просьбой, чтобы тот исходатайствовал у Киевского митрополита Флавиана разрешение на строительство и помог получить у городской думы пособие для этого: «Вашему Превосходительству (В.Н. Проценко) достаточно известно, что недавно образовавшийся дачный поселок «Пуща-Водица» с каждым годом все более растет и развивается. В течение весны, лета и отчасти осени в нем проживает не мало лиц всякого возраста, зваания и состояния. Город охотно идет навстречу населению нового дачного поселка, в удовлетворении его насущных потребностей и за малый промежуток времени уже успел устроить в поселке прекрасный парк, базар, позаботился о распланировке улиц и т.д. Одначе, к сожалению, самое главное, что отсутствует в поселке, в чем является насущная нужда для православной части населения городских дач - это христианский храм или церковь. Православные, которых в настоящее время много проживает здесь и в будущем еще более увеличится, лишены в праздничные и воскресные дни церковных молитв и христианского освящения Св. Таинствами. Больно видеть, как множество проживающих на дачах малых детей, а также стариков, старух и всякой прислуги по целым месяцам остаются без благодатного утешения, даруемого богослужением Св. Церкви. Ближайшие к «Пуще-Водице» церкви - это на Куреневке Св. апостолов Петра и Павла и селе Мостищах св. апостола Андрея Первозванного, находятся на расстоянии нескольких верст от дачного поселка и не могут быть по одному этому доступны всем для молитвы. Особенно тяжело положение дачников в случае смертной опасности - возможны случаи без напутствия Св. Таинствами.

План места под постройку каменной церкви в Киевском Городском лесу 'Пуща-Водица'

Признавая крайне необходимым и неотложным делом устройство в городском дачном поселке «Пуща-Водица» храма для удовлетворения религиозных потребностей православной части населения, мы нижеподписавшиеся дачевладельцы и дачники, обращаемся к Вашему Превосходительству с покорнейшей просьбой: а) исходатайтствовать пред нашим Владыкою, Его Высокопреосвященством митрополитом Киевским и Галицким Флавианом о разрешении устроить в «Пуще-Водице» храм для совершения в нем богослужения и отправления христианских треб для православного населения поселка с образованием временного комитета для сбора пожертвований на устройство такового храма, б) по получении благословения Владыки на устройство храма и образовании временного комитета по сбору пожертвований, внести в Городскую Думу наше ходатайство пред городом об назначении пособия на устройство деревянного храма в «Пуще-Водице» деньгами, или материалом» [2].
Подписи под обращением поставили 35 человек, в том числе: А. Новикова, М. Бонкина, Ф. и Г. Глуховы, А.Б. Савина, А.А. Звонникова, Н. Ракинт, М. Шумова, А. Монахова, В.В . Юнкевич, священник м. Борщаговки Сквирского уезда Николай Доманицкий, Е. Ковшук, М. Лебедев, Г. Федорова, К.И. Кисонова, В.В. Кистяковская , Т. Лебедович, Валентина Тилкт, А. Лукашевич, М. Вист, А. Шаракина, Д. Петухова, А. Нарбут, Магдалина Кобец, протоиерей Климент Фоменко, Елизавета Захарьевская, Елизавета Родзянко, священник Арсений Дашкиев, архитектор Николаев, Николай Новиков, Евфим Калозин, Филипп Самойленко.
Городской голова обратился к митрополиту 7 июля 1903 г. и 16 июля получил его благословение на сооружение храма [3]. В письме настоятелю Киевской Борисо-Глебской церкви о. Михаилу Едлинскому, одному из инициаторов постройки, вместе с просьбой уведомить о получении разрешения митрополита жителей Пущи-Водицы, В.Н. Проценко с ообщил, что городская дума также сочувствует этому делу, и в собрании 10 - 16 июля постановила: вопрос о способе и размере пособия со стороны города на постройку упомянутого храма передать в финансовую комиссию, а выбор места для него поручить комиссии из прихожан [4].

Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан

На собрании 10 августа 1903 г. дачевладельцы Пущи-Водицы избрали Комитет по устройству церкви, состав которого утвердил митрополит Флавиан и разрешил приступить к сбору пожертвований на строительство [5]. В состав этого первого комитета вошли следующие лица: отставной инженер Генерал-Майор Николай Александрович Ракинт, купец Николай Игнатьевич Новиков, статский советник Николай Адамович Пашинский, коллежский советник Александр Овинович Лукашевич, настоятель Борисо-Глебской церкви священник Михаил Емельянович Едлинский, протоиерей Иван Иванович Мельниковский, священник Арсений Георгиевич Дашкиев, статский советник Яков Павлович Кобец, аптекарский помощник Иосиф Александрович Визенталь, купец Алексей Васильевич Кобец, крестьянин Филипп Николаевич Глухов, купец Александр Захарьевич Захарьевский, статский советник Александр Федорович Соколов, Лука Афанасьевич Пелешенко, статский советник Иван Федорович Кистяковский, купец Яков Васильевич Рихерт, архитектор Ипполит Владимирович Николаев, статский советник Михаил Васильевич Гневушев, дворянин Сергей Александрович Романович-Славатинский, купец Иван Николаевич Монахов, контролер Иван Павлович Байков, священник Иван Иванович Троицкий, Дмитрий Герасимович Василевич.
Избранные члены Комитета из своей среды выбрали председателем отставного генерал-майора -инженера Николая Александровича Ракинта, товарищем председателя - статского советника Николая Адамовича Пашинского, казначеем купца Николая Игнатьевича Новикова, секретарем статского советника Якова Павловича Кобца [6].

Яков Павлович Кобец

В июле того же 1903 г. В.Н. Проценко снова обратился к митрополиту с просьбой разрешить устроить временную часовню для совершения всенощных и обедниц в Пуще-Водице при даче протоиерея Иоанна Мельниковского. В предполагаемой часовне совершать церковные службы охотно согласились протоиереи Фоменко и Мельниковский и священники Богородицкий, Дашкиев, Едлинский, Троицкий и другие [7].
Дача о. Иоанна Мельниковского находилась на 12 линии. На участке были построены большой двухэтажный и небольшой одноэтажный деревянный дома. В этом последнем было две комнаты (размером 4 на 6 аршин и 5 на 5 аршин, высотой 4 аршина), кухня и лавочка. Комнаты, в которых могло вместиться до 40 человек, о. Иоанн и отдавал для устройства часовни. Разрешение на ее открытие было получено, и часовня вместе с приходом дачного поселка поступила в заведывание ближайшего причта Киево-Приорской церкви и благочинного Киево-Подолських церквей [8].
В октябре 1903 г. члены строительного комитета выбрали место расположения будущего храма, о чем и сообщили городскому голове: «Члены Строительного Комитета, осматривая место для построения храма, остановили внимание на свободных от аренды дачных участках на углу Лермонтовской улицы и 7-й линии, под №№ 282, 284 и 441,443. Эти участки, в размере, в общем, одной десятины (1 га), представляют то удобство, что они находятся в центре дачного поселка, лежат на линии трамвая, на видном месте, имеют ровную поверхность и будущая на нем церковь будет лучше охраняема, как находящаяся вблизи населенных дач, даже в зимнее время. Пространство в одну десятину необходимо в виду расположения на нем церкви, предполагаемой с верандами, площадью около 100 кв. саж. (1 га), сторожки, площадки и сада вокруг церкви, а, впоследствии, может быть и дома для церковного причта. В силу этого Комитет уполномочил меня просить Ваше Превосходительство внести его просьбу об отводе вышеозначенных участков под постройку православного храма в Пуще-Водице на разрешение Киевской Городской Думы, с тем чтобы было предоставлено право Строительному Комитету, при расчистке места под постройку, вырубить известное количество деревьев, не стесняясь установленной нормой в 1/6, а вырубленный лес употребить на постройку церкви, сторожки и ограды, в добавление к тому количеству леса, какое еще понадобится на эти постройки, по подробному исчислению и об отпуске которого Строительный Комитет войдет с особым ходатайством...



 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви