По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины
"...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

прп. Серафим Саровский
Когда в дом вошла скорбь

Погребение усопших

     Погребение усопших принадлежит к важнейшим христианским обрядам. Церковь сопровождает христианина своими молитвами в продолжение его земной жизни, и это служит достаточным побуждением, чтобы не оставлять его своим попечением и по смерти, распространяя свою заботу и на тело его. Обоснование погребения усопших дано в образе погребения Иисуса Христа.
     Священной и важнейшей обязанностью всякого верующего является организация церковного отпевания своего усопшего родственника. По традиции оно совершается на 3-й день смерти; лучше, если оно произойдет в храме.
     Различные действия совершаются в связи с погребением, но все они должны быть согласны со взглядом Церкви на земную жизнь и смерть, а также с учением о жизни будущей. Эти действия происходят в следующем порядке:

  1. По разлучении души с телом тело почившего омывают, как имеющее воскреснуть и предстать лицу Божию в чистоте и непорочности.
  2. Почившего одевают в чистую одежду или в одежду звания. Чистые одежды означают то, что он приготовился предстать суду Божию и желает оставаться на этом суде чистым, убеленным Пречистой Кровью Христа.
  3. Омытое и облаченное тело умершего полагается во гроб лицом к небу, с закрытыми глазами и сомкнутыми устами, со сложенными крестообразно на груди руками в знак веры в распятого Христа. На тело усопшего возлагается белое церковное покрывало в знак того, что он находится под молитвенным покровом Церкви. На лоб его священник возлагает венчик с изображением Спасителя, Божией Матери и Святого Иоанна Предтечи, а в руки — Крест или икону со свечой в знак того, что умерший веровал во Христа и предал на суд Его свою душу. На шее покойного обязательно должен быть нательный крестик.
  4. Пока гроб находится дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо усопшего к выходу. Перед иконами возжигаются свечи (именно церковные) в знак надежды на то, что умерший перешел в область света — в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь читается с момента смерти до отпевания, но можно и более, например до 40 дней.
  5. Гроб с телом переносят в храм для отпевания, при перенесении поют «Святый Боже...». Несут тело умершего или знакомые, или другие люди; сопровождается оно священнослужителем. Когда тело умершего приносят в храм, его поставляют на середине, с открытым лицом, обращенным к востоку (к алтарю), по подобию христиан молящихся, чтобы и отошедшая душа молилась вместе с братьями и сестрами. При гробе горят свечи, их также держат в руках присутствующие на отпевании, так как молятся не только об усопшем, но и помиловании самих себя.
  6. После прочтения священником разрешительной молитвы cвечи в руках родных и близких гасятся, в знак того, что земная жизнь каждого человека, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Обычно на кладбище происходит прощальное целование. В знак любви и единения, не заканчивающегося и за гробом, близкие дают усопшему последнее целование: целуют венчик на лбу и икону в руках. В этот момент нужно молча, от всей души попросить прощения за все обиды и скорби, которые мы причинили почившему, и простить то, в чем он был виноват перед нами. Совершенно излишними являются причитания о том, почему человек умер, и как мы будем без него.
  7. Закрытый гроб опускают в могилу, и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней». Перед погребением живые цветы, украшавшие гроб, убираются, — их возлагают на могилу.

Как вести себя на кладбище

     Из любви к усопшему родственники поддерживают чистоту и порядок на его могиле — месте будущего воскресения. Придя на кладбище, по возможности зажигают свечу, молятся об умершем. Можно почитать канон или акафист об упокоении его души. Очень полезно почитать Евангелие или Псалтирь, помолиться своими словами, подумать о том, что и нам надлежит когда-то умереть.
     После этого необходимо убрать могилу или просто помолчать, вспоминая дорогого человека. Помните, что есть и пить (особенно спиртное) на кладбище христианину не подобает — это языческий обычай, который оскорбляет и унижает память усопшего христианина. Не нужно оставлять на могиле еду — она может привлечь животных, которые осквернят могилу. Еду лучше дать в милостыню нуждающимся.

Поминальная трапеза

     Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также, при возможности, в другие поминальные (см. ниже) дни. Начинать ее следует с молитвы, например, с литии об усопшем, совершаемой мирянином, в крайнем случае, хотя бы прочесть «Отче наш...»
     Первое блюдо поминальной трапезы — кутия (коливо). Это отваренные зерна пшеницы (риса) с медом, изюмом, курагой. Зерна кутии служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Существует чин освящения кутии. Если нет возможности попросить об этом священника, следует окропить кутию святой водой. После кутии подаются прочие блюда, с непременным соблюдением требований поста, если трапеза бывает в постные дни. Постная трапеза, в данном случае, является еще и делом благочестия в память об усопшем.
     Поминать усопших спиртными напитками не совсем приемлеио. Как верно заметил псалмопевец Давид, «вино веселит сердце человека», поэтому грусть, являющаяся естественным чувством и тормозом человека, быстро уходит. Как правило, предел допустимого количества выпитого все время отодвигается, пока не начнется настоящий разгул. «Не обманывайтесь.... — свидетельствует апостол Павел, — пьяницы Царствия Божия не наследуют» (4 Кор. 6, 40). Следовательно, обильные возлияния на поминальной трапезе могут не лучшим образом повлиять на посмертную нашу участь, отчасти и на участь усопшего, а главное огорчить его душу.

Молитва за умерших — поминовение усопших

     Слово Божие заповедует христианину: «Молитесь друг за друга» (Ин. 5, 16). А поскольку у Бога «все живы» (Лк. 20, 38), это означает, что мы можем и должны молиться и за умерших. Протестанты отвергают молитвы за умерших, не веря в их благотворность, считая, что молитва является нашей платой Богу за благосклонность. Но Православное учение всегда считало молитву в первую очередь Богодарованным нам способом общения, и в таком случае наша молитва всегда будет неоценимым участием в посмертной судьбе умерших.
     Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями, приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага».

Дни поминовения усопших

     Православная Церковь по древнему обычаю совершает поминовение усопших в следующие дни:

  1. В третий день — в воспоминание тридневного Христова Воскресения;
  2. В девятый день — по благочестивому желанию Церкви, чтобы душа усопшего была причислена к девяти чинам ангельским.
  3. В сороковой день — так как через сорок дней после Своего Воскресения Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца.
     После этого поминовение совершается ежегодно в день смерти, также в дни рождения и именины, по вере, что умерший жив и бессмертен по духу и ожидает всеобщего Воскресения мертвых.
     Святая Церковь как любящая Мать ежедневно за каждым богослужением молится за всех своих детей, живых и умерших. Некоторых из усопших Церковь вспоминает за богослужением ежедневно, как святых, вознося свои молитвы к ним. Кроме того, из семи дней недели, суббота посвящена памяти всех святых и умерших.
     В течение года есть и особые поминальные дни, многие из которых называются родительскими субботами:
  1. Суббота Мясопостная — перед воскресением о Страшном Суде;
  2. Субботы 2-й, 3-й, 4-й недель Великого Поста;
  3. Радоница — вторник 2-й седмицы после Пасхи;
  4. Суббота Троицкая — накануне праздника Святой Троицы;
  5. 11 сентября — в день Усекновения главы Иоанна Предтечи;
  6. В субботу перед 8 ноября — Дмитриевская родительская суббота.

Молитвы предсмертные

     Момент разлучения души от тела нередко тяжело переживается человеком, из-за чего он в эти последние минуты жизни нуждается в поддержке близких и родных. Обязательно необходимо попросить священника совершить таинства исповеди и причастия, если больной в сознании и может принять частицу Тела и Крови Христовых. Это безценный дар для души умирающего, ведь общение с Господом дает душе человека мир, покой, утешение и надежду на прощение и помилование от Бога.
     Также облегчает переход в вечность чтение над умирающим канона молебного на исход души, который может быть прочитан кем-нибудь из близких. После кончины над умершим прочитывают (обычно — перед положением во гроб), «Последование по исходе души от тела».
     Древнейшим православным обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Рекомендуется как можно раньше заказать об усопшем сорокоуст — молитвенное поминовение его имени в храме за Божественной Литургией в течение сорока дней. Кроме того, в некоторых монастырях совершается чтение неусыпаемой Псалтири с поминовением усопших — т. е. чтение, не прекращающееся ни днем, ни ночью.

Как правильно поминать усопших в церкви в памятные дни

     Чтобы помянуть усопших в храме, нужно придти в храм к началу богослужения и подать заупокойную записку с именами в свечной ящик.
     Проскомидия — это первая часть Литургии, которая совершается в алтаре. Во время проскомидии священник извлекает маленькие частички из особых хлебцов — просфор, произнося с каждой частичкой имена живых или мертвых из поданных записок. Впоследствии, после Причащения, эти частички опускаются в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
     Поминовение во всеуслышание на Литургии происходит во время ектений о здравии, затем об упокоении, которые произносятся после чтения Евангелия.
     За панихидой молятся о многих усопших, и совершается она обычно после Литургии.

Условия, ограничивающие совершение отпевания

     Отпевание христианина православного исповедания совершается, если он участвовал в благодатной жизни Святой Церкви — как минимум 1 раз в год исповедовался и причащался.
     Перед совершением отпевания необходимо предоставить медицинскую справку или свидетельство о смерти. Человек, окончивший жизнь самоубийством, лишается права на совершение отпевания, как отвергший Божий дар жизни. Если это произошло в состоянии психической и умственной невменяемости, об этом необходимо предоставить медицинское заключение и получить в установленном порядке разрешение церковного епархиального начальства — правящего архиерея. Человек, умерший в состоянии алкогольного опьянения, может быть отпет только заочно.
     Лица, принадлежащие к другим христианским течениям (католики, протестанты и т.п.), а также к нехристианским религиям, погребаются в соответствии с традициями таковых.

Как оформить записку об упокоении

     В заглавие записки пишется: «О .упокоении». Под этой строкой необходимо в столбик написать имена в родительном падеже сначала мужские, потом женские.
     У священнослужителей указывают сан — полностью, или в понятном сокращении (патр. — патриарх (митр. — митрополит, архиеп. — архиепископ, еп. — епископ, прот. — протоиерей, иер. — иерей, архим. — архимандрит, иг. — игумен, иером. — иеромонах, диак. — диакон).
     Дети до 7 лет именуются младенцами (мл.), от 7 до 14 лет — отроками (отр.). Усопшие до 40 дня надписываются новопреставленными, после, при поминовении в памятные для усопшего дни (день рождения, смерти) — приснопамятными.
     Отдельно отмечаются воины (воин.), но при этом нет необходимости писать «погибший», «сгоревший» и т. д.
     Нельзя поминать за упокой людей, прославленных в лике святых, так как святые молятся за нас перед престолом Божиим, а не мы за них.
     Подавать записки нужно до начала чтения часов перед Литургией.

Ответы на некоторые недоуменные вопросы
Что делать, когда умерший снится и даже зовет с собой?

     Сон является продолжением того, что воздействовало на ум, волю и чувства человека наяву. В то же время эти три духовных силы человека подвержены влиянию греха, а потому могут помрачаться и заблуждаться. В результате во сне человек видит образы из его жизни, преломленные дважды: 1-й раз через призму его субъективного восприятия, а 2-й раз — через многогранную призму греховных страстей человека. К этому еще прибавляется комплекс суеверий, пересказанных «особо просвещенными» родственниками, который подогревает и без того разгоряченное сознание человека. Результат превосходит ожидания: человек порой уже не только во сне, но и наяву видит сверхъестественные явления. Ученым известны случаи, когда под влиянием сильного внушения у человека от прикосновения деревянного карандаша появлялся сильный ожог, как от раскаленного металла. А святые отцы знали случаи, когда подвижник, очень желавший увидеть ангела, наконец видел «ангела» — беса. Во время очередного видения, по требованию его, он склонялся в поклоне перед бесом в образе «ангела», чем и отдавал себя в его власть и попадал в страшное бедствие.
     Каждому из нас, неопытных в духовной борьбе и в различении истинных и ложных помыслов, святые отцы советовали с недоверием относиться ко всем сверхъестественным явлениям, а тем более к снам, оберегая свободу своей души. Порой под совершенно благочестивыми откровениями кроются попытки бесов пленить нашу волю. Следует также помнить, что большинство из нас безконечно недостойны и неготовы к особому откровению Бога, открывающегося «чистым сердцам». В то же время мы имеем священное Божественное Откровение — Библию, спасительную для всех.
     Можно порекомендовать в таких случаях следующее. Никогда не подогревайте себя скорбными размышлениями о том, как вам плохо будет без умершего. Лучше подарите ему искреннюю молитву любящего сердца. Если все же вам что-то приснилось, то исцелить нервное возбуждение может чтение Евангелия, Псалтири, молитвы Господу и Божией Матери. Помните, что смерть ожидает каждого из нас, и намного важнее, какой будет наша судьба после смерти, потому что далеко не каждый удостоится быть в Царствии Небесном. Важно достойно приготовиться к вечности, а не отодвинуть момент смерти.

Почему Бог допускает страдания и смерть невинных детей? Неужели по грехам родителей?!

     Почти невозможно предвидеть, каким будет человек, когда вырастет. Порой прекрасные дети вырастают отъявленными негодяями. Вспомним, что смерть является не только следствием греха, но и пределом греховного своеволия человека. Поэтому нам иногда очень трудно, особенно психологически, понять волю Бога, знающего всю жизнь человека наперед. И бывает так, что Бог останавливает жизненный путь человека, чтобы спасти его от дальнейшей жизненной катастрофы. Нельзя забывать также, что не Бог является источником греха, а Его антипод — диавол. А смерть является следствием греха, поэтому прямой и косвенный виновник и страданий и смерти — только он. Кроме того, грех вошел в мир через человека, через него же грех и приумножается в мире. Поэтому и страдания, и смерть происходят по грехам нашим и прямо и косвенно, но не от Бога. Возможно, грехи родителей играют не последнюю роль в несчастье их чада, но мы не может этого им сказать, так как это суд Божий, и мы не имеем права его предвосхищать и судить, сами находясь на скамье подсудимых. Только сами родители могут так себе сказать, стремясь пробудить в себе этим покаянное чувство. Даже Сам Спаситель безгрешный никогда не произносил укоризненного суда, только лишь говорил: «Иди, и не греши!».

 

МОЛИТВА:

     Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих (имена) и всех сродников моих, и прости им вся согрешения вольная и невольная, даруй им Царствие Небесное и причастие вечных Твоих Благ, и сотвори им вечную память.

 

Памятка христианину:

Панорама храма:
Панорама храма

Рекомендуем посетить:
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Монастыри и храмы Киева
Храм свв. мчч. Адриана и Наталии
Get Adobe Flash player
Київська Митрополія Української Православної Церкви