История храма |
Страница 1 из 4 ![]() История курортной зоны Киева Пущи-Водицы насчитывает немногим более ста лет. В конце XIX в. тут, в городском лесу, был создан дачный поселок для киевлян. Желающие могли арендовать участки размером 0,25 га для строительства дач [1]. В 1903 г. дачевладельцы, которые проживали в Пуще-Водице весной, летом и осенью, а некоторые и зимой, пожелали иметь в поселке православный храм. Они обратились к городскому голове Василию Николаевичу Проценко с просьбой, чтобы тот исходатайствовал у Киевского митрополита Флавиана разрешение на строительство и помог получить у городской думы пособие для этого: «Вашему Превосходительству (В.Н. Проценко) достаточно известно, что недавно образовавшийся дачный поселок «Пуща-Водица» с каждым годом все более растет и развивается. В течение весны, лета и отчасти осени в нем проживает не мало лиц всякого возраста, зваания и состояния. Город охотно идет навстречу населению нового дачного поселка, в удовлетворении его насущных потребностей и за малый промежуток времени уже успел устроить в поселке прекрасный парк, базар, позаботился о распланировке улиц и т.д. Одначе, к сожалению, самое главное, что отсутствует в поселке, в чем является насущная нужда для православной части населения городских дач - это христианский храм или церковь. Православные, которых в настоящее время много проживает здесь и в будущем еще более увеличится, лишены в праздничные и воскресные дни церковных молитв и христианского освящения Св. Таинствами. Больно видеть, как множество проживающих на дачах малых детей, а также стариков, старух и всякой прислуги по целым месяцам остаются без благодатного утешения, даруемого богослужением Св. Церкви. Ближайшие к «Пуще-Водице» церкви - это на Куреневке Св. апостолов Петра и Павла и селе Мостищах св. апостола Андрея Первозванного, находятся на расстоянии нескольких верст от дачного поселка и не могут быть по одному этому доступны всем для молитвы. Особенно тяжело положение дачников в случае смертной опасности - возможны случаи без напутствия Св. Таинствами. ![]() Признавая крайне необходимым и неотложным делом устройство в городском дачном поселке «Пуща-Водица» храма для удовлетворения религиозных потребностей православной части населения, мы нижеподписавшиеся дачевладельцы и дачники, обращаемся к Вашему Превосходительству с покорнейшей просьбой: а) исходатайтствовать пред нашим Владыкою, Его Высокопреосвященством митрополитом Киевским и Галицким Флавианом о разрешении устроить в «Пуще-Водице» храм для совершения в нем богослужения и отправления христианских треб для православного населения поселка с образованием временного комитета для сбора пожертвований на устройство такового храма, б) по получении благословения Владыки на устройство храма и образовании временного комитета по сбору пожертвований, внести в Городскую Думу наше ходатайство пред городом об назначении пособия на устройство деревянного храма в «Пуще-Водице» деньгами, или материалом» [2]. ![]() На собрании 10 августа 1903 г. дачевладельцы Пущи-Водицы избрали Комитет по устройству церкви, состав которого утвердил митрополит Флавиан и разрешил приступить к сбору пожертвований на строительство [5]. В состав этого первого комитета вошли следующие лица: отставной инженер Генерал-Майор Николай Александрович Ракинт, купец Николай Игнатьевич Новиков, статский советник Николай Адамович Пашинский, коллежский советник Александр Овинович Лукашевич, настоятель Борисо-Глебской церкви священник Михаил Емельянович Едлинский, протоиерей Иван Иванович Мельниковский, священник Арсений Георгиевич Дашкиев, статский советник Яков Павлович Кобец, аптекарский помощник Иосиф Александрович Визенталь, купец Алексей Васильевич Кобец, крестьянин Филипп Николаевич Глухов, купец Александр Захарьевич Захарьевский, статский советник Александр Федорович Соколов, Лука Афанасьевич Пелешенко, статский советник Иван Федорович Кистяковский, купец Яков Васильевич Рихерт, архитектор Ипполит Владимирович Николаев, статский советник Михаил Васильевич Гневушев, дворянин Сергей Александрович Романович-Славатинский, купец Иван Николаевич Монахов, контролер Иван Павлович Байков, священник Иван Иванович Троицкий, Дмитрий Герасимович Василевич. ![]() В июле того же 1903 г. В.Н. Проценко снова обратился к митрополиту с просьбой разрешить устроить временную часовню для совершения всенощных и обедниц в Пуще-Водице при даче протоиерея Иоанна Мельниковского. В предполагаемой часовне совершать церковные службы охотно согласились протоиереи Фоменко и Мельниковский и священники Богородицкий, Дашкиев, Едлинский, Троицкий и другие [7]. |